Они проводят в небе тысячи часов и видят то, что доступно немногим. Они - будущее отечественной военной авиации.
В преддверии Дня Воздушно-космических сил России военные летчики, принимавшие участие в международном конкурсе "Авиадартс-2016" (проводимого в рамках Армейских международных игр), впервые раскрыли ТАСС некоторые секреты своей работы.
Старший летчик Ка-52
Капитан Роман Кобец служит на авиабазе Черниговка в Приморском крае. В авиацию он пришел в 1998 году, до этого отучившись в Сызранском училище. Отец Романа – тоже вертолетчик, летал на Ми-8 и Ми-24. Первый раз в жизни Роман полетел на вертолете Ми-8 еще мальчишкой, будучи в 10-м классе.
Первому полету предшествует колоссальная подготовка, рассказывает Кобец.
На вертолете Ка-52 Роман летает уже три года, лаконично оценивая свойства своей машины: "Этот вертолет всем хорош!"
Раньше он летал на Ми-24. Эту машину хвалит и терпеливо растолковывает, что вертолеты разных семейств и поколений не хуже и не лучше, просто разные.
Ка-52 – разведывательно-ударный вертолет с замечательными летными и маневренными характеристиками, с широкой номенклатурой средств поражения, новейшим прицельно-навигационным комплексом. Это единственный вертолет в современной российской армии, который оборудован катапультными креслами.
Взлеты и посадки у летчиков считать не принято - да и нет им числа. А вот часы налета - один из главных показателей работы. У Романа их 800. Экипажи могут меняться, но с нынешним своим напарником Роман работает уже около полугода.
При этом вертолеты за летчиками не закреплены, на то они и строевые машины. Например, на соревнованиях "Авиадартс" летчики из Приморья сели за совершенно другие вертолеты. С Дальнего Востока далековато было бы лететь, смеется Роман. Однако минимальные отличия между каждым вертолетом даже одного класса есть, всегда приходится приноравливаться и готовиться к полетам.
Говоря о своем доме, и о тех местах, где хотел бы побывать, капитан Кобец с улыбкой называет себя гражданином мира. А смысл своего призвания формулирует коротко: "Для меня авиация – это жизнь".
Летчик-истребитель Су-30
Капитан Илья Сизов служит в Забайкальском крае, на аэродроме Домна. Он младший сын в семье. У Сизовых целая династия - отец летает на Су-27, старший брат на перехватчике МиГ-31. Выбора у младшего брата, шутит Илья, просто не оставалось.
Первый полет – как обычно у летчкиов, на третьем курсе, на Л-39 с аэродрома Майкоп.
Налет у Ильи около тысячи часов, раньше он летал на МиГ-29, а теперь уже три года летает на истребителе Су-30.
У российских летчиков подготовка более чем серьезная, добавляет Илья. А что касается классификации поколений самолетов, то Су-30 принадлежит к интересной разновидности "4++" – это еще не знаменитый Т-50 пятого поколения, но уже и не Су-27 четвертого. Есть у него управляемый вектор тяги, дающий сверхманевренность, значительно улучшена аэродинамика, современная авионика, мощный прицельно-навигационный комплекс.
Несмотря на все технические нововведения, летчики всего мира – люди суеверные, такая уж у них специфика работы. В основном, строго соблюдаются три приметы: в день рождения не летать, перед полетом не фотографироваться и в день полетов не бриться.
"Моя супруга уже привыкла. У меня двое сыновей. Если они захотят летать, отговаривать не буду", - признается Илья.
Летчик-истребитель МиГ-29
Пилот Александр (попросивший не называть его фамилию - прим. ТАСС) служит в Липецке. Он родился на юге России, где и самолетов толком не видел, разве что Ан-2 для сельскохозяйственных нужд.
В летной работе много трудностей, признается Александр. Это сейчас налет около 700 часов, а вначале каждая минута в небе – настоящее событие.
Летчик-истребитель МиГ-29
Первый полет другого пилота МиГ-29, Константина Прокофьева, и вовсе можно заносить в книгу рекордов Гиннеса, потому что закончился он катапультированием.
Константин родился в Майкопе в Краснодарском крае. Его отец учился в Армавирское училище, там же познакомился и с его мамой. Он летал на МиГ-29. "Я постоянно просил отца, чтобы он взял меня с собой на аэродром – посидеть в кабине самолета. Так и зародилась моя любовь к небу", - говорит пилот.
Сейчас у Константина налет около тысячи часов, из них на на МиГ-29 - около 800. "В дальнейшем, думаю, переучиваться начнем на Су-30 и Су-35. Но вообще-то очень ждем МиГ-35 - хочется полетать и на нем", - говорит пилот.
Даже тот летчик, который уходит на пенсию, все равно мечтает о небе, считает Константин.
Летчик Су-25
Сергей (также просил не называть фамилию) родился в Тверской области, сейчас служит на одной из авиабаз юга России.
Школа Сергея располагалась рядом с авиаучилищем. Сейчас его уже не существует, а в советские годы там летали самолеты, которые произвели впечатление на будущего пилота. Он поступил в Армавирское училище в 1999 году.
Трудные ситуации есть в работе каждого летчика. Кому-то сложнее всего дается взлет, кто-то поначалу волнуется при посадке, объясняет Сергей. У него налет составляет 800 часов, летал он на истребителе Су-27, но сейчас себя не мыслит без знаменитого "Грача" – штурмовика Су-25. При этом он признается, что не против переучиться на новейшие Су-34 или Су-30.
С другой стороны, в современной авиации места для штурмовиков остается все меньше и меньше, рассуждает Сергей. Он считает, что в будущем нишу самолетов "поля боя" займут скоростные вертолеты нового поколения и ударные беспилотники.
Командир авиазвена Су-34
Капитан Алексей Белоног родился в Хабаровске, жил на Камчатке. Он первым в семье пошел по военной стезе, причем сначала хотел стать космонавтом.
Учился Алексей в Краснодарском училище, закончив его в 2007 году. Дату первого полета помнит точно – 6 июня 2005 года.
Сейчас Алексей налетал почти тысячу часов, освоив четыре типа самолетов. Бесспорным фаворитом для него является истребитель-бомбардировщик Су-34, на котором пилот летает сейчас.
Главное достоинство Су-34 - внушительная ракетно-бомбовая нагрузка и способность применять практически всю номенклатуру современных авиационных вооружений. У него есть радиолокационная станция не только переднего, но и заднего обзора, мощный комплекс радиоэлектронной борьбы, мощнейший прицельно-навигационный комплекс.
Этот самолет-любимец многих пилотов наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единиц.
Летное братство России, профессиональное сообщество военных летчиков отличается особой теплотой, дружностью, верностью Родине и традициям, отмечает Алексей.
Беседовала Анна Юдина
ТАСС поздравляет всех военных летчиков России с праздником и благодарит за помощь в создании материала сотрудников Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Игоря Климова и Артема Шерстюкова.