МОСКВА, 26 августа. /ТАСС/. Российские банки в случае резкого падения рубля к основным иностранным валютам смогут на этом заработать за счет комиссий и доходов от операций на финансовых рынках. Однако при условии, что такое падение рубля продлится не более полугода. Об этом свидетельствуют данные опроса ТАСС среди топ-50 банков.
Таким образом, ситуация в корне отличается от осени- зимы прошлого года, когда многие банки недооценили валютные риски и столкнулись с падением доходов из-за девальвации рубля.
Ранее финдиректор банка "Возрождение" Андрей Шалимов сообщил журналистам о том, что ЦБ РФ проводит стресс-тест банков при трехзначной стоимости доллара. Позже Банк России эту информацию опроверг.
В конце прошлого года банки одновременно столкнулись с закрытыми внешними рынками из-за санкций и мощной девальвацией национальной валюты. Вместе это привело к существенному давлению на прибыль. Сейчас повторение такого шока маловероятно, уверены банкиры, некоторые из которых признаются в том, что начали расчет стресс-моделей на случай нового обвала рубля.
Падения рубля для банков - это риски с точки зрения снижения платежеспособности валютных заемщиков и подрыв собственной платежеспособности по валютным долгам. Однако за последние полгода оба этих риска последовательно уменьшались: после недавней 40-процентной девальвации валютные кредиты были максимально рефинансированы.
"Для банка вопрос резкого ослабления рубля не критичен, так как никаких внешних заимствований у ВТБ 24 нет", - поясняют в пресс-службе банка ВТБ 24. По данным Cbonds на 1 августа, даже попавшие под санкции крупнейшие банки за год снизили долговую нагрузку. Подлежащий погашению долг Сбербанка сократился на 30 июля в годовом выражении на 19% до $13,5 млрд, Газпромбанка - на 28% до 12,31 млрд долл, ВЭБа - на 15% до $17,23 млрд. Общий долг РСХБ и ВТБ уменьшился до 10,51 млрд и $15,072 млрд соответственно.
Возможности в моменте
Одновременно ослабление рубля - это и возможности для банков, которые могут заработать за счет комиссионных операций (сделок по купле-продаже валюты) и операций на финрынках, а также поддержать собственное фондирование за счет притока вкладов в долларах и евро.
"Банки зарабатывают не столько на росте, сколько на волатильности. Чем больше стимула менять валюту, если через банк идет какой-то обменный процесс, тем больше они получают комиссии и прочих соответствующих доходов. У всех банков не очень большая открытая валютная позиция, но если она направлена в нужную сторону - банк будет показывать бумажную выгоду от переоценки", - поясняет аналитик по банковскому сектору "Уралсиб Кэпитал" Наталья Березина.
Некоторые из банков сегодня держат "нулевую" открытую позицию в валюте, чтобы свести на нет валютные риски. "Что касается валютной ликвидности, то у нас открытая позиция "ноль", то есть ни снижение, ни повышение валютного курса не влияет на финансовый результат", - сообщили ТАСС в УБРиР.
Кроме того, банкиры рассчитывают, что при резком ослаблении рубля у них вырастет объем валютного фондирования от населения. "Резкий рост курса рубля, скорее, спровоцирует приток валютных средств (население, корпоративные клиенты), нежели их отток", - прогнозируют в Связь-банке. Таким образом, валютное фондирование от клиентов сократит потребность в других источниках валюты, будь то средства ЦБ РФ или внешние займы.
В ВТБ 24, Абсолют банке и УБРиР заявили, что в этих банках катастрофы из-за резкого падения курса рубля не ожидается.
Надежда на ЦБ
Впрочем, закрытая валютная позиция не спасет банки от необходимости выполнять нормативы регулятора, которые при девальвации становится сложнее соблюдать. Дело в том, что у банка есть активы и пассивы в валюте, а капитал в рублях, поэтому любой рост курса иностранных валют приводит к снижению достаточности капитала. Это в свою очередь требует от банков действий по докапитализации, что в сегодняшних условиях проблематично - все возможности по наполнению капитала, как за счет акционеров, так и за счет спецпрограмм государства, практически исчерпаны.
Как пояснил ТАСС источник в банковских кругах, если курс доллара достигнет 100 рублей, регулятору нужно будет снова вводить регулятивные послабления, чтобы банки могли соблюдать нормативы. "Если курс 100 рублей за доллар продержится больше, чем полгода, это, безусловно, будет влиять на качество кредитного портфеля банка. Тогда мы будем говорить о фактических убытках, потому что банкам нужно будет создавать резервы", - поясняет он.
Эксперты уверены, что на сегодня российские банки, пережившие валютно-процентный шок конца прошлого года, готовы к ухудшению ситуации. Например, банки могут активнее использовать валютные свопы и успешно хеджировать валютные риски.