2 сентября 2015, 21:44
Банкротство "Трансаэро"

"Трансаэро" под крылом "Аэрофлота": проблемы и риски

ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева
Даже если "Аэрофлоту" удастся избежать проблем с ФАС, сама реструктуризация авиакомпании, обремененной огромными долгами, обойдется дорого и займет много времени

МОСКВА, 2 сентября. /Корр. ТАСС Андрей Ковалевский/. Покупка "Аэрофлотом" 75% акций "Трансаэро" сделает и без того крупнейшего российского перевозчика монополистом на авиарынке. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже сейчас говорят о необходимости обязать "Аэрофлот" в течение двух лет после покупки "Трансаэро" продать часть маршрутов - как внутренних, так и зарубежных.

Но даже если "Аэрофлоту" удастся избежать проблем с ФАС, сама реструктуризация авиакомпании "Трансаэро", обремененной огромными долгами, обойдется дорого и займет много времени, поэтому успех интеграции вызывает беспокойство.

"В отличие от региональных перевозчиков, консолидацию которых "Аэрофлот" провел два года назад, "Трансаэро" - действительно большая компания с совершенно отличной от "Аэрофлота" структурой парка воздушных судов. Многие рейсы, а также и офисы "Трансаэро", скорее всего, будут закрыты", - прогнозируют аналитики "Газпромбанка".

Неизбежность ситуации

Слияние компаний "Аэрофлот" и "Трансаэро" было неизбежно в нынешней ситуации, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. "Думаю, что сделка неизбежна, потому что других спасателей таких компаний, как "Трансаэро", компаний такого масштаба, нет: это либо бюджет, либо "Аэрофлот". Ну а бюджет не должен спасать компанию, это будет еще хуже", - сказал он.

Я думаю, что сейчас руководители "Аэрофлота" не прыгают от счастья, потому что им предстоит очень серьезная работа по санации. Конечно, эта работа будет нелегкой и тяжелой
Игорь Артемьев
глава ФАС

Артемьев, впрочем, оговорился, что предпочел бы другой путь решения проблем "Трансаэро" - через процедуру банкротства. "В обычной ситуации это было бы хорошо: кредиторы получили бы свое удовлетворение в той части, в какой это возможно, а во-вторых, в результате этого купили бы маршруты и технику не одна компания, а несколько", - пояснил руководитель ФАС.

Теперь же ФАС придется действовать по ситуации. Новый супергигант с долей в пассажиропотоке 56% - в пять раз больше, чем у ближайшего конкурента. "Объединенная компания будет доминировать на российском рынке: доля в пассажиропотоке составит 56% против всего 11% у ближайшего конкурента - S7 Group", - отмечают в сегодняшнем обзоре аналитики ФГ БКС.

ФАС уже сейчас считает необходимым обязать "Аэрофлот" после покупки "Трансаэро" продать часть маршрутов авиаперевозок - как внутренних, так и зарубежных, в течение двух лет. "Мы действительно должны дать свое согласие на сделку, поскольку порядка 50% рынка оказываются в руках "Аэрофлота". Это не трагедия, хотя, это уже вариант для нашего предписания", - сказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Маршрутная сеть "Трансаэро" включает более 200 направлений полетов по России и странам Европы, Азии, Америки и Африки. По факту "Трансаэро" обслуживала туристический рынок, который сейчас и так сжался. Это были дальнемагистральные маршруты в такие пункты как Доминиканская Республика, Бангкок, Тайбэй, Пхукет. Доля туристического трафика "Трансаэро", по оценкам экспертов, - 50-60% всего бизнеса.

Вторая важная часть бизнеса "Трансаэро" - маршруты из Москвы в такие города как Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. На этих маршрутах "Трансаэро" как раз активно конкурировало с "Аэрофлотом".

В ФГ БКС, считают, что антимонопольные риски могут заставить укрупненную компанию отдать слоты на некоторых маршрутах конкурентам. Пока, правда, непонятно - каким.

Национальный чемпион

В "Аэрофлоте" до сих не раскрывают, по какой схеме будет происходить консолидация с "Трансаэро". Решение будет принято в четверг на совете директоров авиакомпании, и сейчас, пожалуй, это главная интрига сделки.

"Мы полагаем, что при консолидации "Трансаэро" "Аэрофлот" будет применять те же принципы, что и в 2011 году при приобретении пяти региональных авиакомпаний у "Ростеха", - пишут в своем обзоре аналитики "Газпромбанка". По их мнению, многие рейсы, а также и офисы "Трансаэро", скорее всего, будут закрыты, чтобы устранить конкуренцию. Часть контрактов с лизинговыми компаниями (по покупке самолетов - прим. ТАСС) будет разорвана, часть - изменена на более привлекательные, которыми пользуется "Аэрофлот" как госкомпания, полагают аналитики.

"Учитывая, что бизнес-модель и структура флота "Трансаэро" существенно отличаются от "Аэрофлота", нацперевозчику может быть удобнее постепенно перетягивать пассажирский трафик "Трансаэро" и обслуживать его собственным флотом. Вероятно, со временем бренд "Трансаэро" прекратит свое существование, и его трафик полностью вольется в "Аэрофлот", - полагают в "Газпромбанке".

В результате "Аэрофлот" превратится в национального чемпиона. Это снизит конкуренцию в отрасли, что плохо для пассажиров, но хорошо для самой компании, ее рентабельности, капитализации и в конечном счете для акционеров. Аналитики не берутся оценить, сколько времени займет интеграция "Трансаэро". Для примера: на полноценную консолидацию дочерних компаний "Ростеха" "Аэрофлот" потратил 3-4 года.

Расторжение лизинговых контрактов приведет к штрафам, которые могут негативно сказаться на чистой прибыли "Аэрофлота". Это окажет давление на капитал перевозчика, который и без того сейчас находится в минусе из-за переоценки валютных курсов. Это, на взгляд аналитиков "Газпромбанка", может вынудить правительство осуществить дополнительные денежные вливания в компанию или предоставить госгарантии по кредитам "Трансаэро". Очевидно одно - для "Аэрофлота" в текущих условиях риски потери роялти за пролет над территорией Сибири, которые платят зарубежные авиакомпании, по сути, свелись к нулю.

"Трансаэро" меняет управление

Пока в "Аэрофлоте" думают, как санировать проблемного конкурента, в самой "Трансаэро" идут кадровые перестановки. В среду стало известно, что гендиректором "Трансаэро" утвержден член правления авиакомпании Дмитрий Ерзакович. Такое решение было принято на заседании совета директоров, сообщила компания. С 2009 года Ерзакович занимал пост замгендиректора - руководителя департамента по производству "Трансаэро".

Останется ли Ерзакович на этом посту, когда "Трансаэро" окончательно консолидируется с "Аэрофлотом", пока не понятно. Скорее всего, его главной задачей сейчас будет максимально подготовить бизнес к передаче, считают эксперты.

Кроме того, совет директоров "Трансаэро" удовлетворил просьбу председателя совета директоров Александра Плешакова об уходе со своего поста. При этом Плешаков остается членом совета директоров и главным исполнительным директором общества. Председателем совета директоров "Трансаэро" избрана Ольга Плешакова, также сложившая с себя полномочия главы правления и гендиректора авиакомпании.

"Кадровые изменения, принятые советом директоров общества 31 августа 2015 года, не связаны с решениями Межведомственной комиссии правительства РФ, состоявшейся 1 сентября 2015 года", - отмечают в "Трансаэро".

Акционеры "Трансаэро" - Александр и Ольга Плешаковы - до сих пор подчеркивают, что, хотя они и согласны на продажу, они не были инициаторами консолидации с "Аэрофлотом". Руководство авиапредприятия предлагало два иных сценария: реализация ранее принятого решения о создании банковского синдиката, либо финансовая докапитализация компании.

Цены наберут высоту

Сделка не стала сюрпризом для турбизнеса: компании, которые давно сотрудничали с "Трансаэро", оказались готовы к переменам в статусе авиакомпании, но по разному оценивают перспективы, которые сделка сулит рынку. У ряда представителей турбизнеса есть опасение, что изменения могут негативно повлиять на ситуацию с чартерными перевозками, сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР). "Общеизвестно, что на рейсах "Трансаэро" многие крупные операторы строили свои зимние программы - как по дальнемагистральным, так и по европейским направлениям", - уточнили в ассоциации.

В результате сделки позиции "Аэрофлота" на международных линиях значительно укрепятся, и можно ожидать роста тарифов в рублевом эквиваленте. "На фоне снижения спроса перевозчики не могли поднимать цены, несмотря на ослабление рубля. Сейчас, по оценкам Транспортно- клиринговой палаты, для стабилизации финансового состояния отрасли перевозчикам нужно повысить цены на авиабилеты на 300-400 рублей. То есть возможный рост цен будет вызван не монополией "Аэрофлота", а общей ситуацией на авиарынке", - отметил вице-президент АТОР Дмитрий Горин.

О возможном подорожании перевозок говорят и туроператоры, но они не ожидают резких скачков. Так, по мнению генерального директора компании "Бейс Тревел" Андрея Соколова, рынок сейчас находится в тяжелом состоянии, и не в интересах "Аэрофлота" нарушать зыбкое равновесие, поэтому цены вряд ли вырастут значительно.

В том, что скачка цен не будет, но в перспективе неизбежно увеличатся тарифы перевозчика, уверен и директор ICS Travel Дмитрий Шевченко. По его словам, минус также в том, что у туроператоров теперь уменьшится выбор на рынке авиаперевозок.

Единственное, что может ограничить способность "Аэрофлота" повышать цены - это антимонопольные риски, считают аналитики ФГ БКС.