МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Республиканец Дональд Трамп, победивший на президентских выборах в США, может пойти на отмену антироссийских санкций, так как известен тем, что продвигает интересы американских нефтегазовых компаний, в том числе ExxonMobil. Опрошенные ТАСС эксперты осторожно строят предположения о возможной отмене санкций, но не исключают в долгосрочной перспективе такой вероятности.
"В сотрудничестве США и России может быть позитивная составляющая. Вполне возможно, что Трамп ослабит санкции или отменит их совсем, по крайней мере для нефтегазового комплекса. Он воспринимается как человек, который продвигает интересы американских нефтяников, в том числе ExxonMobil", - считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
С ним согласен и аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. "В ближайшей перспективе вряд ли (санкции будут отменены - прим. ред.), в более далекой перспективе шансы могут быть больше, нежели если бы Хиллари Клинтон была избрана президентом. Трамп - экономист и бизнесмен, он понимает значение развития торгово-экономических отношений и сотрудничества с Россией в области энергетики. Трамп более чувствителен к потребностям нефтяного лобби во главе с ExxonMobil, которое выступает за возвращение в Россию и продолжение начатой работы, в том числе на арктическом шельфе по разработке трудноизвлекаемой нефти", - пояснил Нестеров.
Глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон не раз заявлял, что компания заинтересована в возобновлении работ совместного с "Роснефтью" предприятия после снятия санкций. ExxonMobil из-за введенных против России санкций свернула девять из десяти совместных проектов с "Роснефтью", включая разведку и потенциальную добычу на шельфе Черного моря, в Арктике и Западной Сибири. Изначально компания оценивала потери от санкций в сумму до $1 млрд.
Торопиться не стоит
По мнению аналитика "Финама" Алексея Калачева, Трамп является не слишком предсказуемым политиком, поэтому можно ожидать как смягчения, так и ужесточения санкций. "На это накладывается еще и тот факт, что предвыборная риторика кандидата далеко не всегда совпадает с последующими действиями избранного президента. Поэтому ожидать можно чего угодно - как смягчения, так и ужесточения позиции администрации США по отношению к России. Тем более она обычно уравновешивается другими ветвями власти", - сказал эксперт.
Аналитики сходятся во мнении, что быстрых решений по санкционному режиму ждать не стоит, как и активного возвращения американских нефтегазовых компаний в Россию. Первого - из-за длительных организационных процедур и не безграничности возможностей Трампа на посту президента, а второго - из-за низких цен на нефть.
"В случае отмены санкций могут восстановиться отношения "Роснефти" и ExxonMobil по шельфовым проектам, в том числе в Карском море. Правда, активных действий здесь ждать не стоит из-за низкой цены на нефть. Сомневаюсь, что компании в такой ситуации приступят к бурению второй скважины на месторождении "Победа" в 2016-2017 годах при цене на нефть в $45-50 за баррель. Возможно, отложат до 2018 года", - пояснил Юшков, отметив, что наиболее реалистичным при таком раскладе может быть сотрудничество по освоению баженовской свиты в Западной Сибири.
Аналитик "Открытие Капитала" Артем Кончин также уверен, что в настоящее время экономика арктических проектов на шельфе недостаточно сильна из-за текущих цен на нефть.
Нефтяные санкции
В июле 2014 года США ввели санкции в отношении "Роснефти", а также режим экспортного лицензирования на товары, предназначенные для ряда нефтяных проектов в России, связанных с глубоководной добычей на шельфе и в Арктике (ограничения касались будущих проектов).
Тогда же ЕС ввел режим лицензирования экспорта в РФ ряда товаров и технологий для нефтяной отрасли, в августе за этим последовали санкции США: запрет на доступ к критическим технологиям в нефтегазовой сфере.
Кроме того, в сентябре США и Евросоюз ввели адресный пакет санкций в отношении крупнейших российских нефтегазовых предприятий, ограничивающий доступ к рынкам капитала и запрещающие экспорт товаров, услуг и технологий, в поддержку российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе или в сланцевых пластах, в отношении пяти российских энергетических компаний "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз" и "Роснефть".