Мэр Москвы Сергей Собянин представил Владимиру Путину проект создания новых линий наземного метро — так называемых Московских центральных диаметров (МЦД). Первую из линий — от Одинцова до Лобни через Белорусский и Савеловский вокзалы — планируется запустить уже в начале 2019 года. Создание МЦД, по прогнозам московского правительства, позволит на 10–12% разгрузить столичную транспортную систему. Кроме того, изменения ждут и рынок недвижимости.
Куда придут новые сквозные электрички
"Сегодня пригородные железные дороги представляют вот такую картину: они доезжают до вокзалов и здесь останавливаются — по сути это тупики. При подъезде к вокзалу очень трудно расширить инфраструктуру, так как она находится просто в городе. Поэтому с "Российскими железными дорогами" мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски этих дорог и создала сквозные диаметры", — объяснил Сергей Собянин на встрече с президентом.
Первый Московский центральный диаметр (МЦД-1) пройдет от Лобни до Одинцова через город Долгопрудный, Савеловский и Белорусский вокзалы, Сколково. Протяженность линии — около 50 км, планируется, что сквозные электрички на этом направлении смогут перевозить 42 млн человек в год. По второй линии (МЦД-2) пойдут электрички от Нахабина до Подольска. Это Рижско-Павелецкое направление, которое сможет перевозить 40 млн человек.
Главный смысл реформы в том, что скорость перевозок пассажиров увеличится в два раза. Сегодня доехать из Лобни до Одинцова можно только за два часа, причем с несколькими пересадками. МЦД-1 позволит добираться из одного города в другой за час без пересадок. От верхней до нижней точки МКАД можно будет доехать за 40 минут.
По словам мэра, первые два направления можно сделать достаточно быстро, в течение 2018 и 2019 годов — и без капитальных вложений. А всего можно создать от 5 до 15 таких направлений.
"Абсолютно реальный проект, который изменит вообще всю ситуацию в московском транспортном узле, им будут пользоваться около 300 млн пассажиров, на 10–12% разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и дорожная, в том числе и МКАД", — прогнозирует Собянин.
Трудный выбор: Подольск или Бирюлево
Эксперты рынка недвижимости расходятся во мнениях о том, как транспортные реформы повлияют на рынок жилья в Москве.
Одни считают, что, во-первых, вырастет спрос на жилье рядом с остановками МЦД. "В домах, расположенных в окрестностях остановок, цены могут вырасти на 10–15% по сравнению с территориями, проектом не затронутыми", — считает ведущий аналитик портала о недвижимости ЦИАН Александр Пыпин.
А во-вторых, застройщики жилья в Московской области, в точках рядом с остановками МЦД, получат преимущество перед компаниями, которые строят в Москве, но в труднодоступных районах. "Наиболее благоустроенные и близкие к остановкам районы Лобни, Одинцова, Подольска начнут во многих случаях опережать труднодоступные и не обеспеченные метро районы Москвы — Капотню, Бирюлево и другие", — прогнозирует Пыпин.
Ряд экспертов, однако, считает, что рынок недвижимости не изменится или изменится непринципиально.
"Пассажиры уже сейчас пользуются существующим железнодорожным сообщением. Никаких дополнительных дорог, маршрутов и станций строиться не будет. Этих факторов недостаточно, чтобы это повлияло на рынок недвижимости", — отмечает генеральный директор компании "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина.
Будет ли Подмосковье конкурировать с Новой Москвой
Спрос на новостройки в Московской области снижается несколько последних лет.
"За три квартала текущего года спрос упал на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объем предложения новостроек за это время тоже снизился — более чем на 20%. На вторичном рынке также происходит снижение спроса. Наблюдается отток части покупателей "вторички" в спальные районы столицы или же в Новую Москву", — продолжает Наталья Шаталина.
Новая Москва, которую не затронули эти реформы (ни один из МЦД не проходит через территорию Новой Москвы) все равно остается более привлекательной, чем самые близкие к остановкам МЦД территории в Московской области. Все дело в заветной московской регистрации, объясняет представитель агентства недвижимости "Квартирный мэтр" Ирина Касинская.
Еще одна причина: нет ничего лучше метро, считает Александр Пыпин. "Проекты в Новой Москве строятся рядом с уже открывшимися или планируемыми станциями метро и пользуются высоким спросом, — объясняет он. — Московские центральные диаметры, несомненно, улучшат транспортную доступность крупных городов области, но этот вид транспорта по доступности и частоте сообщения будет все равно уступать классическому метро".
Анастасия Степанова