26 мая 2016, 12:06
Интервью

Николай Цуканов: после отмены таможенных льгот катастрофы для калининградского бизнеса не произошло

Николай Цуканов. Пресс-служба правительства Калининградской области
Николай Цуканов

Губернатор Калининградской области рассказал ТАСС о поддержке бизнеса, "чемоданных" предприятиях, введении режима "свободного порта" и безвизового въезда иностранцев в регион

После 1 апреля 2016 года предприятия Калининградской области лишились таможенных пошлин и налоговых преференций по уплате за товары, произведенные в регионе с иностранными комплектующими. Изменения грозили региону потерей 120 тысяч рабочих мест. О том, удалось ли избежать катастрофы в экономике, о поддержке бизнеса и "чемоданных" предприятиях, времени "Ч" по выплате таможенных пошлин, введении режима "свободного порта" и безвизового въезда иностранцев в регион рассказал в интервью ТАСС губернатор области Николай Цуканов.

– Николай Николаевич, произошедшие с 1 апреля 2016 года изменения в предоставлении таможенных преференций затронули значительное количество предприятий Калининградской области. Есть ли компании, которым придется сворачивать бизнес или кардинально его перестраивать в новых условиях?

– С 1 апреля этого года закончилось действие таможенных преференций, потому что они противоречат принципам соглашений о Таможенном союзе и вступлении в ВТО (Всемирная торговая организация – прим. ТАСС). Проблема была, и риски, которые следовали за этим, также были достаточно серьезные. В регионе она коснулась нескольких основных отраслей, в том числе автомобильной, электронной.

Конечно, это не лучшим образом отражалось на имидже региона. Все знали о прекращении льготного периода и ждали изменений. Бизнес опасался инвестировать, не понимая, в каких условиях будет развиваться экономика региона, какие правила будут после 1 апреля. Резкая отмена льгот могла стать катастрофой и для региона, и для бизнеса. В случае закрытия предприятий без работы могли остаться более 120 тысяч человек.

Последние два года совместно с правительством России мы разрабатывали меры поддержки калининградских предприятий после отмены таможенных льгот. Разработана госпрограмма и федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2020 года. Существенно, в три раза, снижен минимальный порог инвестиций для резидентов особой экономической зоны. А главное, утверждены правила бюджетной поддержки предприятий и резидентов ОЭЗ в Калининградской области, и начиная с 1 апреля область получает субсидии на создание и содержание рабочих мест, импортозамещение, локализацию сборочного производства и в целом улучшение социально-экономических условий в регионе. В этом году в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 66,7 млрд рублей и более полутора миллиардов рублей с 1 апреля предприятиям уже перечислено.

Есть и сложности, ведь никто не предлагал готовых решений "проблемы-2016", а опыта решения подобных вопросов нет ни у одного субъекта России. Но я убежден, что совместными усилиями – властей региона, правительства России и бизнеса – для калининградских предприятий удалось разработать исчерпывающий набор мер поддержки после 1 апреля. Катастрофы не произошло, и спустя месяц после отмены льгот регион живет и, более того, строит колоссальные планы на будущее. Режим свободной экономической зоны в Калининградской области действует до 2031 года. До этого времени продолжают действовать другие преференции – по налогу на землю, на прибыль и прочее, не противоречащие Соглашению о Таможенном союзе.

– Насколько активно бизнес обращается за субсидиями, не возникает ли у крупных компаний проблем?

 У нас порядка 800 компаний могут претендовать на получение субсидий. За первый месяц приема документов соглашения на эту поддержку подписали только 200. Остальные ждут. Или работают на запасах, задекларированных до 1 апреля, или не понимают, что в будущем без поддержки у них могут возникнуть проблемы при работе в новых условиях, или им неинтересно это, или по каким-то другим причинам. А потом наступает час "Ч" – надо платить пошлину, и они начинают бежать, говорят о проблемах с выплатами.

Мы работаем со всеми. Есть технические вопросы, связанные с оптимизацией, наладкой механизма поддержки. Они постепенно решаются. Автомобильный холдинг "Автотор", например, который является одним из крупнейших получателей субсидий, не чувствует проблем, а ведь у них достаточно большой оборот. Но в оформлении субсидии есть часть работы, которую мы не можем выполнить за предприятие. Правительство области организовало семинары, рассказали бизнесу о порядке оформления выплат, организовали горячую линию. В министерстве экономики создано специальное учреждение для этой работы. Но пока сама компания не предоставит необходимые документы, мы не знаем, рассчитывает она работать по предложенной схеме, намерена ли получать субсидии. Если все соглашения и заявки оформлены, стараемся максимально оперативно обеспечить выплаты.

– Правильно ли мы понимаем, что о серьезных проблемах и массовом закрытии предприятий, сокращении персонала после 1 апреля сейчас речи не идет?

 Бизнес может открываться и закрываться при любых экономических условиях. Это нормальный процесс, и "проблема-2016" на это не влияет. Предприятия работают после 1 апреля в новых условиях, и с учетом поддержки в виде субсидий эти условия формально не хуже тех, которые были ранее. Да, предприятиям приходится оформлять документы, не допускать задолженностей по налогам в бюджет и внебюджетные фонды – это один из основных критериев получения субсидий. Но, в принципе, серьезных финансовых потерь компании не несут.

– Как изменились условия работы для калининградского бизнеса после 1 апреля текущего года?

– В стране появилась продуманная промышленная политика, все регионы стремятся к развитию, а бизнес – к выходу на новые рынки. В этих условиях калининградская Свободная экономическая зона, с одной стороны, является для многих серьезным конкурентом. Ее преференции дают разницу в цене, плюс у нас качественная рабочая сила, более высокая квалификация людей, мы компетенции наработали, благодаря соседству с Европой, на наших предприятиях есть самое современное оборудование.

С другой стороны – у нас две границы. Нам приходится из России в Россию поставлять товар – декларировать его в таможне, везти через Литву и Белоруссию, а там тоже есть свои нюансы – таможенные ограничения и стоимость тарифа. Но калининградский бизнес готов бороться за свои рынки. Стараемся работать со всеми бизнес-объединениями, ассоциацией иностранных инвесторов, союзом промышленников и предпринимателей. Хорошо понимаем, что нам нужно побеждать на рынке за счет качества и цены, за счет лучшего предложения.

В то же время калининградскому бизнесу нужно не только бороться за внутренние российские рынки, но и поворачиваться в сторону европейских. Для этого нужны соответствующие компетенции и понимание, что мы можем им предложить. Может быть, не импортную продукцию обрабатывать здесь, в области, и отправлять на территорию РФ, а наоборот – российскую комплектацию дорабатывать в Калининградской области и отправлять ее в Европу. Работаем над этим, ищем решения, определяем приоритеты развития. Это сложно, но бизнес понимает необходимость выработки общей четкой стратегии и является в этой работе нашим партнером.

Калининградскому бизнесу нужно не только бороться за внутренние российские рынки, но и поворачиваться в сторону европейских. Для этого нужны соответствующие компетенции и понимание, что мы можем им предложить

Сейчас правительством страны разрабатывается концепция нового закона о социально-экономическом развитии Калининградской области, он предполагает введение режима территории опережающего развития – ТОР, аналогичного тому, который сейчас действует на территории Дальнего Востока. Рассматриваем в том числе упрощенный или безвизовый въезд иностранных туристов, которые едут к нам отдыхать или проходить лечение, потенциальных инвесторов. Предполагается введение режимов "свободного порта" и "открытого неба". Этот законопроект вошел в Антикризисный план правительства России. Мы надеемся, что реальные наработки по документу появятся до конца года.

И этот законопроект, и другие решения мы постоянно обсуждаем с бизнесом. Ни одно предприятие не может сказать, что с ним не посоветовались или не предоставили для этого возможность, что-то сделали без его участия.

– Насколько правы те, кто говорит, что можно было избежать "проблемы-2016", если бы власть вовремя начала заниматься вопросами локализации производства, выпуска готовой продукции из собственных комплектующих в регионе. На протяжении всего периода действия Свободной таможенной зоны никто об этом не думал?

 Свободная экономическая зона в области действует более 20 лет. По некоторым секторам, допустим, как мебельная промышленность, пищевая переработка, уровень компетенции бизнеса действительно вырос кратно, в том числе за счет приобретения современных технологий. В этой отрасли наши мебельщики, по их данным, занимают до 40% российского рынка и довольно уверенно конкурируют с другими регионами, предлагая качественный товар. Но часть остались на уровне, как их называют, "чемоданных предприятий" – закончились преференции, собрали "чемоданы" и уехали. Это были не полноценные производства, а просто цеха с крупноагрегатной сборкой. К ним можно отнести производство холодильников, телевизоров и так далее. Такие "чемоданные предприятия" при малейших сложностях умирают, убегают отсюда, они не нацелены вкладывать средства в производство. Зачем им вкладывать? Мы сами дали им не удочку, чтобы работать, а рыбу, жирную рыбу – ешь не хочу.

Часть резидентов Свободной экономической зоны осталась на уровне, как их называют, "чемоданных предприятий" – закончились преференции, собрали "чемоданы" и уехали. Такие предприятия при малейших сложностях умирают, убегают отсюда

Изменения, вступившие в силу 1 апреля, – это своего рода встряска для регионального бизнеса. Он должен переориентироваться. Эффективный бизнес сможет это сделать, а мы готовы ему помочь. Готовы помочь всем, кто нацелен на расширение компетенций, модернизацию, приобретение новых технологий, тем, кто хочет выйти на совершенно другой уровень, уровень глубокой локализации производства, глубокой переработки.

Отдельный акцент мы делаем на подготовке квалифицированных кадров. Предлагаем бизнесу вместе готовить нужных специалистов, использовать в процессе обучения экспертов с предприятий. В Калининградской области на базе профтехучилищ уже создана сеть из восьми ресурсных центров, которые для конкретных предприятий готовят специалистов по определенным направлениям, например для мебельного производства, автомобилестроения, судостроения. Пригласили в Калининград, в наши университеты почти 100 преподавателей, академиков, профессоров со всей страны. Поддерживаем и молодых ученых – 15 аспирантов получили квартиры. Всем начальным школам предоставили возможность работать по направлениям: лингвистика, иностранные языки, физика, математика. Открыли школу для одаренных детей в поселке Ушаково. Есть идея открыть школу с преподаванием дисциплин на иностранных языках.

Для чего это нужно? Для того, чтобы с такой подготовкой дальше дети могли получить образование в самых лучших вузах России и мира, но затем – возвращались домой, в Калининградскую область, и применяли полученные навыки и знания здесь.

– То есть вы готовитесь к 2020 году, когда поддержка федерального бюджета начнет сокращаться на 5% в год?

 Да, мы на это нацелены. Уверен, что за пять лет в Калининградской области могут появиться современные конкурентоспособные производства с новыми технологиями. Сможем ли достичь этого – зависит не только от регионального правительства, но и от наших предпринимателей, от того, насколько они будут активными, насколько они захотят быть лучшими, ведь лучшая мотивация, на мой взгляд, одна – быть лучшим во всем. Задача эта сложная.

– Привлекло ли снижение порога инвестиций для резидентов калининградской ОЭЗ со 150 до 50 млн рублей новые проекты, в каких отраслях? Есть ли прогнозы по привлечению в регион инвестиций в перспективе года, нескольких лет?

 Это решение призвано стимулировать интерес инвесторов к приоритетным для развития региона отраслям. Это туристско-рекреационная отрасль, сельское хозяйство, высокотехнологичные сектора промышленности. В марте этого года в закон об ОЭЗ Калининградской области были внесены поправки о снижении в три раза минимального порога инвестиций. С этого момента в правительство обратились уже девять новых инвесторов – это больше, чем количество резидентов, получивших этот статус в 2015 году. А всего за 10 лет функционирования ОЭЗ в режиме 16 федерального закона ее резидентами стали 107 предприятий с общим объемом заявленных инвестиций более 93 млрд рублей.

Уже сейчас можно говорить о том, что инвесторы идут в регион. Недавно состоялся первый в этом году и после отмены таможенных преференций инвестиционный совет, который поддержал семь новых инвестпроектов на сумму свыше 10 млрд рублей. Их реализация позволит создать в области 1,6 тысячи новых рабочих мест. Успешно защитила проекты по созданию газозаправочной инфраструктуры в муниципалитетах компания "Газпром газомоторное топливо". "Калининградская мясная компания" подтвердила планы наращивать поголовье крупного рогатого скота. Виноконьячный завод "Альянс-1892" намерен построить в Черняховском районе первое в России производство вискового дистиллята стоимостью почти 15 млн евро и объемом производства до 5 млн литров в год.

Также мы поддержали компанию "Грибной проект", которая организует ферму по выращиванию шампиньонов. Это будет первый в Калининградской области опыт промышленного производства грибов мощностью 2,5 тысячи тонн в год с объемом инвестиций 540 млн рублей. Еще у нас должен появиться новый микрорайон в юго-восточной части Калининграда. Фонд жилищного строительства Калининградской области представил проект, в рамках которого инвестор привлекает на эти цели 5,6 млрд рублей. Компания "Техносервис" на площадке промышленного парка "Данор" в Гурьевском районе инвестирует 245 млн рублей в производство сухих строительных смесей и хочет довести их выпуск до 100 тысяч тонн в год.

Думаю, до конца года мы проведем еще как минимум два инвестсовета, чтобы помочь инвесторам с запуском их проектов. Бизнес убедился, что в регионе приняты меры поддержки после 1 апреля, создаются промышленные парки со всей необходимой для организации производства инфраструктурой. Мы добились субсидирования грузовых железнодорожных перевозок – в этом году из федеральной казны на эти цели регион получит почти 600 млн рублей. Это ощутимая мера поддержки для наших предприятий, в себестоимости продукции которых транспортная составляющая из-за границ и транзитных тарифов очень высока. Власть открыта для инвесторов. Сегодня предприниматель может прийти в правительство области со своим проектом, защитить его, получить субсидию и начать работать.

– Какие отрасли являются, на ваш взгляд, наиболее привлекательными для инвесторов в Калининградской области?

 На мой взгляд, одним из самых привлекательных направлений для инвесторов может стать туристическая отрасль. Идей очень много: гостиницы, санатории, пансионаты, спа-центры, океанариумы, игорная зона "Янтарная", где уже начал работу первый зал игровых автоматов.

Есть инвестор, который планирует сложный, емкий проект по добыче калийно-магниевых солей с объемом инвестиций более 1 млрд долларов на первом этапе. Но там нужно разбираться, самое главное – не навредить экологии, мы об этом тоже думаем.

Планируются значительные государственные инвестиции в регион. Будут построены 4 электростанции – это более 100 млрд рублей инвестиций. "Газпром" инвестирует порядка 1 млрд долларов в строительство в области завода регазификации и газохранилища. Эти проекты – часть серьезной работы по укреплению энергобезопасности эксклавного региона. На федеральном уровне есть понимание геополитических рисков нашей территории, есть реальная поддержка программ, направленных на их минимизацию.

Ведем переговоры с частной компанией из Франции о строительстве крупного стекольного завода.

К Калининградской области начал проявлять интерес польский бизнес. Наши соседи готовы инвестировать и давать технологии, к примеру, в сельское хозяйство, хотят совместно развивать промышленные сады. Мы им об этом три года назад говорили: приходите, давайте ваши яблоки будем выращивать у нас.

– Вы упомянули туризм в числе приоритетных направлений развития региона. Как развивается эта отрасль и каковы планы?

 В прошлом, когда еще жил в Москве, занимался бизнесом, я, как обычный человек, на выходные дни куда-то выезжал с друзьями или с сотрудниками своей компании. Мы ездили в Латвию, Литву, Белоруссию или в Подмосковье. Сейчас я ставлю себя на место того человека, который живет, например, в Москве и хочет на выходные куда-то поехать отдохнуть. Министерству туризма, своим партнерам, сотрудникам я сказал: "Коллеги, давайте сделаем для начала тур выходного дня в Калининград". Понятно, мы с Сочи или Турцией конкурировать по климату не сможем, море у нас не такое теплое. Но нам нужно сделать так, чтобы люди приезжали сюда на выходные, и им было комфортно, и они захотели еще раз вернуться. Первые шаги направлены именно на это.

Несколько лет правительство России субсидирует пассажирские авиаперелеты в Калининград. В регионе совершенствуется индустрия гостеприимства: строятся отели, гостевые дома, есть очень много ресторанов, готовых вкусно покормить гостей. Отдельно мы развиваем медицинский туризм, все-таки в Калининграде есть крупный кардиологический центр, санатории. В областной больнице открываем офтальмологическое отделение с самым современным оборудованием. Думаем, что это привлечет внимание людей, которые хотят получить качественное лечение.

И, конечно же, наша гордость, как говорят, уникальное предложение – это балтийские пляжи. Пляж поселка Янтарный, к примеру, первым в России получил "Голубой флаг" – международную награду, которая с 1987 года вручается пляжам и причалам, отвечающим высоким стандартам качества, пригодным для безопасного купания. Реализуем отдельную программу, чтобы сделать пляжи доступными и для инвалидов, уже есть специально оборудованные места. Закупается низкопольный городской транспорт, чтобы все люди, с разными возможностями, могли себя чувствовать здесь комфортно.

В 2015 году построили театр эстрады "Янтарь-холл", который разрабатывает годовую программу, рассчитанную на туры выходного дня. Музыкальный фестиваль КВН "Голосящий КиВиН" переехал из Латвии к нам. Привлекает гостей фестиваль джазовой музыки "Калининград Сити джаз", который идет несколько дней. На него покупают билеты через интернет, еще до того, как становятся известны участники. В этом году, в сентябре, мы проводим мировой фестиваль фейерверков в Зеленоградске и планируем сделать его ежегодным. На волне развития и всплеска внутреннего туризма активно приводим в порядок курортные города. Главы муниципалитетов стараются, соревнуются между собой, чтобы привлечь как можно больше туристов.

Рассчитываем на развитие водного и морского туризма. В Зеленоградске построили яхтенную марину. Она позволит туристам на яхтах свободно ходить из Калининградской области в Литву и обратно по Куршскому заливу. В этом году закончим проектирование морского порта в Пионерском. Есть соглашение с компанией MSC Cruises, входящей в состав второго в мире по объему морских грузоперевозок итальянского холдинга Mediterranean Shipping Company. Она взяла на себя обязательство заводить туда два круизных судна в неделю.

Понятно, мы с Сочи или Турцией конкурировать по климату не сможем, море у нас не такое теплое. Но нам нужно сделать так, чтобы люди приезжали сюда на выходные, и им было комфортно, и они захотели еще раз вернуться

Параллельно со строительством новых отелей и инфраструктуры индустрии гостеприимства стараемся популяризировать уникальный историко-культурный ресурс региона. Ведь приезжают в Калининград не только в отели или к морю, но и для того, чтобы посмотреть наследие Восточной Пруссии, почувствовать дух старого Кёнигсберга.

Число туристов, приезжающих в нам, за последние пять лет увеличилось более чем в 2 раза и превысило 1 млн человек. Мы это видим, в том числе по авиаперелетам. Если по всей Российской Федерации падает объем авиаперевозок, то в Калининградской области он увеличивается. Мы ставим перед собой задачу к 2020 году увеличить поток туристов до 5 млн человек в год. Это амбициозная задача, и мы понимаем, что с ней будет очень сложно справиться, но, если не ставить амбициозные задачи, не добьешься никакого результата.

– К чемпионату мира по футболу 2018 года будет много сделано, завершились споры, быть или не быть стадиону на острове. Есть какие-то сегодня проблемы с подготовкой, есть ли понимание со стороны Минспорта, со стороны Комитета ФИФА?

 Считаю, что чемпионат мира по футболу 2018 года – это одно из лучших событий для развития региона, привлечения инвестиций. Я несу ответственность за строительство стадиона и подготовку региона к мировому первенству перед президентом, перед страной и перед жителями Калининградской области. А я уверен, что стадион мы построим вовремя, в срок, и чемпионат мира по футболу пройдет у нас на самом высоком уровне.

– Вы достаточно остро ставите вопрос о необходимости удлинения паромной линии Балтийск Усть-Луга. Почему сейчас возникла эта проблема?

 Мы говорим: Калининградская область – свободная экономическая зона, но объективно – это остров. Остров, со всех сторон окруженный иностранными соседями. С ними могут быть добрососедские отношения, а могут возникать различные ситуации. Например, когда Литва регулирует железнодорожные тарифы в сторону Калининградской области на какую-то продукцию, чтобы загрузить свои порты. Или начинаются продолжительные споры с Польшей вокруг дозволов (взаимные разрешения на транспортировку грузов – прим. ТАСС). Все это незамедлительно отражается на наших предприятиях. Мы не имеем сухопутных границ со своей страной, поэтому стабильность снабжения и экономика целого региона России очень сильно зависит от таких ситуаций.

Калининградцы, как никто другой, понимают, как важно чувствовать защиту России – и экономическую, и любую другую. Я доложил президенту на Совете безопасности о том, что нам нужно решать вопрос транспортной безопасности. Если поляки и литовцы одновременно закроют границы, что мы будем делать? Президентом были даны поручения эти вопросы решить в срочном порядке. Предлагаем поставить на линию Балтийск – Усть-Луга три дополнительных парома, чтобы дифференцировать грузы, чтобы мы могли возить их и морем, и железной дорогой. Общий объем перевозки грузов в область из российских регионов и в Россию составляет около 5,9 млн тонн в год. Три парома, работающие на данном направлении, обеспечивают перевалку 1,8 млн тонн. Если запустим еще паромы, сможем обеспечить полностью весь объем.

– Заказ на строительство паромов для линии, как сообщалось ранее, планируется разместить на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) "Янтарь". При этом директор завода недавно сообщил, что предприятие не сможет построить суда таких размеров, как предполагается. У завода недостаточно мощностей для размещения подобного заказа?

 Нет, не так, они могут построить паром. Но длина дока не позволяет им построить тот паром длиной 200 метров, который хотят заказывать. Да такой он и не нужен для региона, он не развернется в порту. Помимо этого, есть сомнения, что его можно будет полностью загрузить. Мы сейчас разговариваем о том, чтобы поменять содержательную часть проекта парома – сделать акцент либо на транспорте, либо на пассажирах. Здесь еще точка до конца не поставлена и решение не принято. Мы все-таки рассчитываем, что сможем убедить заказчика, чтобы этот паром строился на Прибалтийском судостроительном заводе.

– А какова сейчас в целом ситуация на ПСЗ "Янтарь", есть ли проблемы с госзаказами, каковы планы развития предприятия?

 Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" – это одно из старейших предприятий области. Специализируется на строительстве мало- и среднетоннажных судов военного и гражданского назначения, а также на проведении судоремонтных работ. За 70 лет на нем построено 160 боевых кораблей и более 500 гражданских судов.

Сейчас "Янтарь" выполняет заказ Минобороны на несколько кораблей. Подписан контракт на строительство трех рыболовецких сейнеров для Камчатки, но хотелось бы, чтобы такие суда завод выпускал и для калининградских рыбаков. Как уже упоминалось, стараемся войти с заказом на строительство паромов для Калининградской области. Кроме того, на "Янтаре" открыт ресурсный центр, где готовят специалистов для судостроения. Мы привезли на предприятие очень много специалистов, в том числе с Украины.

За последние три года на "Янтаре" несколько раз менялись директора. Сейчас на заводе новое руководство, есть с кем разговаривать, есть понимание и поддержка. У меня нет никаких сомнений, что это предприятие конкурентоспособно и может выполнять любые государственные задачи, и не только государственные.

– Вы затронули тему миграции и привлечения профессиональных кадров из других регионов страны. Насколько активно растет население области за счет приезжающих?

 За последние пять лет к нам приехало порядка 30 тысяч человек. Люди едут работать, выбирают Калининград для жизни, покупают жилье. Очень много людей из Сибири, с Урала. Переезжают даже из Петербурга и Москвы. Вот уже два года подряд мы устанавливаем абсолютные рекорды для Калининградской области по строительству жилья и занимаем второе-третье место в России по показателю ввода жилья на одного человека. Причем в 2015 году построили даже больше, чем в 2014-м – порядка 1,2 млн квадратных метров. В принципе жилье не стоит пустым, даже несмотря на кризис, продается. Может быть, сейчас не так быстро, как хотелось застройщикам, но интерес есть, он очевиден.

– То есть, в отличие от многих других регионов, у вас кризис не отразился на строительной отрасли?

 Несмотря на определенные сложности, в области не заморожена ни одна стройка. Есть отдельные случаи, когда компания разорилась, но это совсем другая история. Те, кто традиционно занимался строительством, продолжают работать, приобретают земельные участки, а мы видим, что цена на землю растет, не уменьшается.

Реализуется региональная программа по субсидированию части процентной ставки отдельным категориям граждан до уровня 8 процентов годовых. Данная мера направлена как на помощь гражданам, так и на поддержку жилищного строительства.

Мы защитили свой строительный рынок в части ограничения ввоза импортной продукции. Кирпичные заводы научились делать конкурентную качественную продукцию. Наши предприятия начинают выпускать газосиликатные блоки, строительные смеси, осваивают производство других стройматериалов.

Ну и конечно же, много строим сами: и правительство области, и региональный фонд жилищного строительства, достраиваем дома обманутых дольщиков, выполняем свои обязательства по детям-сиротам, у нас строятся доходные дома так называемые.

На руку отрасли играет и чемпионат мира по футболу. Сваи для строительства стадиона производим в Калининградской области. Трибуны будут изготовлены на территории области. Наше требование к генподрядчику, компании "Крокус", чтобы основные работы выполняли калининградские компании.

– Калининградскую область называют янтарным краем. Здесь работает единственное в мире предприятие по промышленной добыче янтаря Калининградский янтарный комбинат, который за год увеличил чистую прибыль в 18 раз до 143 млн рублей. При этом предприятие единственное в области ведет легальную добычу янтаря и, по сути, является монополистом. Есть ли планы развития отрасли?

 Да, такие планы есть, и очень бы хотелось, чтобы они были реализованы в кратчайшие сроки. Сейчас отлаживаются механизмы взаимоотношений с калининградскими производителями, и эта работа идет непросто. Идет дискуссия о том, стоит ли сохранить монополию на добычу янтаря-сырца, либо сделать, допустим, две лицензии на добычу.

Коллеги в Ростехе считают, что янтарь в большей степени вывозится из области в виде сырья и продается тем же китайским перекупщикам. В это время местные янтарщики жалуются, что у них не хватает сырья. Это подогревает черный рынок янтаря, стимулирует незаконную добычу. Есть инициатива о введении уголовной ответственности за нелегальную добычу – и я поддерживаю это.

Янтарь вывозится из области в виде сырья и продается тем же китайским перекупщикам. Это подогревает черный рынок янтаря, стимулирует незаконную добычу. Есть инициатива о введении уголовной ответственности за нелегальную добычу – и я поддерживаю это

Но, помимо ответственности, нужно дать доступ к сырью, чтобы люди, которые работают с янтарем, могли его купить по понятным ценам, в нужном количестве и нужного качества. Решением этой задачи сейчас занимается Янтарный комбинат и Ростех. У нас есть понимание, что эта отрасль может принести региону колоссальные дивиденды. При разумной политике Ростеха, Янтарного комбината, выстраивании взаимоотношений с нашими переработчиками, проблемы можно преодолеть, найти точки сближения позиций комбината и переработчиков.

Миссия Янтарного комбината – вернуть по праву то, что принадлежит России: имидж, ресурс, деньги, специалистов и бренд янтарной отрасли. А сейчас что происходит? Область добывает сырье, а перерабатывают его и на нем зарабатывают поляки, китайцы, литовцы, но не калининградцы.

Мы рассчитываем, что вместе с Ростехом разработаем стратегию развития янтарной отрасли страны, где основным показателем будет переработка янтаря внутри региона и внутри страны. Стратегия будет в первую очередь защищать российского производителя, переработчика, а не стимулировать вывоз сырья.

Ростех обещал разработать стратегию развития не только отрасли, но и Янтарного комбината. Я думаю, что это должно произойти до конца года. Необходимо в кратчайшие сроки выработать правила продаж, то есть сбытовую политику, которая бы закрепила практику предоставления преференций внутрироссийским переработчикам, периодичность проведения торгов и аспекты, связанные с качеством формируемых лотов. У нас было очень много жалоб от переработчиков, они зачастую покупают "кота в мешке", вследствие чего несут миллионные убытки.

И, конечно же, нам необходимо сделать в Калининграде большую площадку, представляющую все, что связано с янтарем. Об этом мы тоже договорились с представителями корпорации "Ростех".

– Можем ли мы говорить об инициировании изменений в федеральный закон, связанных с ограничением вывоза сырья за границу?

 Сегодня легально вывезти необработанный янтарь может фактически только сам комбинат, так как, чтобы получить лицензию на вывоз, нужно обладать лицензией на добычу, которая есть только у него. Но мы видим, что творится с уровнем нелегальной добычи и последующей контрабанды. За год из региона утекают десятки тонн высококачественного сырья, которое потом появляется на китайском рынке.

– Как может развиваться переработка янтарного сырья в регионе, каково ваше видение?

– Ростех предлагал очень хорошую идею. На Янтарном комбинате есть тысячи метров пустующих площадей. Можно было бы пригласить туда специалистов из Литвы, Польши, Китая, калининградских производителей. Обеспечить их сырьем по определенной цене и дать возможность производить продукцию на этой площадке при условии локализации производства не менее 50%. У калининградских янтарщиков одна технология работы с янтарем, у литовцев – другая, у поляков – третья, у китайцев – четвертая. Если на комбинат приедут такие специалисты, они друг у друга будут учиться. Страна должна на своем сырье зарабатывать, не сырье продавать, а уже какой-то продукт, в идеале – готовое изделие. Почему-то китайцы работают с янтарем, зарабатывают на этом, а мы что, не можем это сделать? Да можем, конечно!

– Бывший мэр Москвы Юрий Лужков ведет бизнес в области. Вы как-то пересекаетесь?

 В регионе работает его многопрофильное хозяйство "Частный конный завод "Веедерн". Это единственный в России завод по племенному разведению чистопородных лошадей ганноверской, голштинской и тракененской пород. Предприятие Юрия Михайловича также реализует проект племенного овцеводческого хозяйства. Еще одно из направлений – выращивание и переработка гречихи. Когда он приезжает сюда и мне звонит, мы с ним встречаемся и общаемся на все темы, у него большой управленческий опыт. Хотя надо сказать, что мы не касаемся никогда политики. Помогаем ему в реализации его проектов в Калининградской области. У него идей много, еще лет на 50 хватит. И он очень приятный собеседник.

– И последний вопрос, что, на ваш взгляд, отличает жителей Калининградской области от остальной России?

 Калининградцы – они очень требовательные, они хотят, чтобы у них все было так же красиво и идеально, как в Европе. Я сам родился в Калининградской области и всегда говорю: чтобы так было, как там, маленький нюанс учесть нужно – мы должны работать так же, как работают европейцы, тогда вообще все будет идеально и хорошо.