7 июня 2016, 06:00
Интервью

Александр Жилкин: бюджет региона в 2016 году потеряет 8 млрд руб., но мы не опустили руки

Александр Жилкин. Пресс-служба губернатора Астраханской области
Александр Жилкин

Губернатор Астраханской области рассказал ТАСС о том, как регион справляется с потерями регионального бюджета, чем привлекает инвесторов и когда в России появится отечественная томатная паста

В течение последних двух лет бюджет Астраханской области потерял около 6 млрд рублей из-за изменений в налоговом законодательстве, в том числе из-за того, что основные платежи от крупных налогоплательщиков - "Газпрома" и "Лукойла" - идут мимо регионального бюджета. 

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин в интервью ТАСС рассказал о том, как регион обходит кризисные моменты, когда в России появится отечественная томатная паста и когда будет заложен пятизвездочный лайнер для круизов по Каспию.

- Александр Александрович, как изменения в экономике отразились на бюджете Астраханской области?

- По показателям прошлого года, Астраханская область находится в "зеленой зоне", объем промышленного производства вырос на 6%, валовый региональный продукт также показал рост.

И в текущем году региональная программа развития, к счастью, показывает достаточно неплохие результаты, которые  демонстрируют традиционные отрасли экономики. Увеличивают объёмы производства судостроительные предприятия, производители пищевой продукции и сельхозпроизводители.  

И при этом мы сейчас переживаем, действительно, не самый простой период из-за значительных потерь регионального бюджета. У нас складывается парадоксальная ситуация: консолидированный бюджет увеличивается ежегодно, начиная с 2014 года, на 26 процентов, и при этом успешно растут поступления в федеральный бюджет, а вот региональная составляющая резко упала.

В результате проведении "налогового маневра" сократилась региональная налоговая база. ...Область недополучает около 4 млрд рублей налога на прибыль ежегодно. И этот разрыв продолжает увеличиваться.

Основной причиной является увеличение налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газа при проведении "налогового маневра". В результате сократилась региональная налоговая база, а доля налоговых доходов, поступающих с территории Астраханской области в федеральный бюджет, увеличилась с 26 процентов в 2013 году до почти 54 процентов в 2015 году. В связи с этим область недополучает около 4 млрд рублей налога на прибыль ежегодно. И этот разрыв продолжает увеличиваться.

Кроме того, ранее были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие с 1 января 2014 года льготу по налогу на имущество организаций недропользователей морских месторождений углеводородного сырья. Это, в первую очередь, касается компании "Лукойл" на Каспийском море. Это, я считаю, правильно сделано - чтобы облегчить внедрение новейших технологий по разработке углеводородов компании "Лукойл" на Каспии, но в результате региональный бюджет потерял в 2014 году более 1 млрд рублей, в 2015 году потери составили 1,3 млрд рублей. При этом с увеличением количества буровых платформ сумма выпадающих доходов бюджета области будет возрастать.

Я считаю, что все эти действия и маневры со стороны федеральных законодателей - это не совсем справедливо, потому что мы очень много теряем. Это уже сейчас реально отражается на наших региональных возможностях.

По данным вопросам, в том числе по возмещению региону бюджетных потерь, мы ведем переговоры с правительством РФ. Предлагаем внести изменения в поправку, которая была принята в Налоговый кодекс, и поделить налог на прибыль пропорционально или просто компенсировать нам выпадающие доходы. Надеюсь, что правительство России нас поддержит.

- О каком объеме бюджетных потерь в текущем году в целом идет речь?

- В общей сложности бюджетные потери региона только за счет федеральных изменений составят около 8 млрд рублей. Это потери текущего года, для нас это очень большая цифра.

Но сразу скажу, что мы не стоим на месте, не опустили руки и продолжаем активно работать. 

Хотя, конечно, пришлось "заморозить" некоторые крупные проекты, реализацию которых ранее планировали. Прошу обратить внимание, мы их именно "заморозили", а не остановили. Как только ситуация выправится, мы вернемся ко всем запланированным проектам.

Сокращение коснулось всего, в том числе частично и социальных обязательств. Например, сейчас выходим на адресность оказания социальной поддержки, помогая тем людям, которые в этом действительно нуждаются. Все понимают, что Астраханская область переживает непростой напряженный период, но его нужно просто пройти. Спокойно. И все получится.

Кризис не отразился ли на планах компании "Лукойл" по началу бурения на месторождении имени Владимира Филановского в Каспийском море, на сколько увеличится добыча нефти с его вводом?

- По графику работ мы видим, что сроки не будут сорваны. Предполагаем, что добыча нефти начнется в конце августа – начале сентября текущего года.

По запасам нефти это самое крупное месторождение из выявленных в российском секторе Каспия. При выходе месторождения на проектный уровень годовой объем добычи нефти составит 6 млн тонн. Для сравнения: на месторождении имени Юрия Корчагина в 2015 году было добыто 1,6 млн тонн нефти.

Что касается инвестиций, то "Лукойл", конечно же, продолжает вкладывать в регион. Проект реализуют. Он находится в приоритете, и полученные льготы их стимулируют, чтобы выполнять обязательства перед государством. Другое дело, что налоговая отдача в региональный бюджет от деятельности компании уже далеко не та, которую мы прогнозировали. Согласитесь, что нормальное поступательное развитие любой территории строится именно через прогноз.

Какова ситуация с крупнейшим астраханским судозаводом "Красные баррикады" после разрыва контракта с "Лукойлом"?

- "Красные баррикады" пострадали не столько от позиции "Лукойла", сколько от собственного нестабильного финансового состояния. Это вызвало беспокойство у компании "Лукойл" с точки зрения способности завода выполнить свои обязательства по контракту.

Сейчас судостроительный завод "Красные баррикады" с экономической точки зрения оценивает компания ОСК, она проводит аудит предприятия с целью его возможного вхождения в корпорацию. Мы очистим наш завод от долгов, и он будет иметь хорошие заказы уже не только от "Лукойла", но и от других компаний.

Руководство компании расторгло договор с "Красными баррикадами" о строительстве платформы жилого модуля для месторождения имени Филановского. Это объяснялось неудовлетворительными темпами строительства объектов 2-й очереди обустройства месторождения. Достраивать платформу будет "Каспийская гидротехническая компания". При этом используется сборочная площадка и рабочая сила именно "Красных баррикад". Такое решение принял "Лукойл" - в целях оказания максимальной поддержки предприятию.

Кроме того, сейчас завод с экономической точки зрения оценивает компания ОСК, она проводит аудит предприятия с целью его возможного вхождения в корпорацию. В течение ближайших полутора месяцев работа будет завершена. Мы очистим наш завод от долгов, и "Красные баррикады" будут иметь хорошие заказы уже не только от "Лукойла", но и от других компаний.

Кстати, завод уже подписал соглашение с компанией Ирана "Садид индастриал груп" (SADID Industrial Group) о строительстве пяти самоподъемных буровых установок для добычи нефти в Персидском заливе. Это как раз то, что предприятие умеет делать. Кроме того, наша верфь ведет переговоры с Национальной танкерной компанией Ирана о возможности выполнения их заказа на строительство крупнотоннажных танкеров.

Регион также известен месторождением "Великое", об открытии которого ранее заявили на всю страну. С какими инвесторами идут переговоры сейчас?

- Месторождение крупное, поэтому все определяется на федеральном уровне. Сейчас идет процесс подготовки разрешения Правительства РФ, которое оно должно дать на начало обустройства и добычи углеводородного сырья. Мы предполагаем, что в августе текущего года это решение должно быть принято. По поводу инвесторов – переговоры идут, но названия компаний не раскрываются. Тендер на участие инвесторов в проекте на разведку и разработку месторождения будет проведен в 2016 году в сроки, установленные советом директоров компании по согласованию с Минприроды РФ.

Александр Александрович, каким образом вы намерены диверсифицировать экономику региона, чтобы уйти с "углеводородной иглы" и зависимости от сырьевых доходов?

- Безусловно, локомотивом развития экономики Астраханской области является топливно-энергетический комплекс и непосредственно компании, которые разрабатывают, обустраивают месторождения, ведут добычу углеводородов. Диверсифицировать экономику надо, мы к этому идем, но это проекты не одного года.

Например, наши заводы по производству томатной пасты, которые мы должны в скором времени запустить. Реализация проектов заняла время, уже прошло 2-2,5 года – пока определили участки, компании, нашли источники финансирования, определили поддержку. Это нормальная рабочая ситуация. Кроме того, эти заводы не смогут сразу дать те налоги, которые компенсировали бы выпадающие доходы бюджета. Поэтому по каждому субъекту путь выхода из кризиса нужно детализировать. И на переходном этапе определить, какая помощь должна быть оказана региону со стороны федерации.

Строительство двух заводов по производству томатной пасты – это важные проекты в импортозамещении. Каковы инвестиции в предприятия, не пришлось ли их пересматривать в связи с экономическими условиями и на какие объемы планируете выйти?

- Кризис отразился на скорости реализации многих региональных проектов. Тем не менее, уже в июле этого года мы будем запускать наш первый завод по производству томатной пасты в Харабалинском районе ООО "Агропромышленный комплекс Астраханский". Там все хорошо идет: поля готовы, тепличный комплекс построен, рассаду посадили. Сейчас завершается стадия установки оборудования, потом его будут тестировать.

Общая стоимость проекта – более 3 млрд рублей. В этом году должны выйти на производство 15 тысяч тонн готовой продукции, на следующий год планируем выпускать уже 28 тысяч тонн. Это хороший объем. Кроме того, на предприятии будет создано 335 новых рабочих мест. Это будет современное высокотехнологичное производство, новый интересный комплекс. Более того, инвесторы ищут еще одну площадку, чтобы построить еще один завод.

Второй наш проект по производству томатной пасты реализовывает ООО "Пищевой комбинат" в Черноярском районе. Этот проект крупнее первого, завод должен выйти на 100 тысяч тонн готовой продукции в год. Общий плановый объем инвестиций в проект составляет 4,6 млрд рублей. Запуск первой очереди данного предприятия планируется на 2017 год. Хочу заметить, что двум этим проектам на областном уровне уже присвоен статус "особо важных".

Куда планируется поставлять продукцию данных астраханских предприятий?

- Конечно, не только в наш регион, но и на рынки других субъектов России. Известно, что к нам в страну завозят практически 100% томатной пасты – это около 300 тысяч тонн. Мы поставили для себя амбициозную задачу - заместить нашей продукцией треть российского рынка в течение двух лет. Это большой объем. Но наши компаньоны понимают и знают этот рынок.

Известно, что к нам в страну завозят практически 100% томатной пасты – это около 300 тысяч тонн. Мы поставили для себя амбициозную задачу - заместить нашей продукцией треть российского рынка в течение двух лет.

Расчеты показывают, что, применяя современные технологии с учетом нашей урожайности, мы сможем серьезно конкурировать на рынке томатной пасты. Тем более что у нас продукт будет качественный, натуральный и без добавок. Мы даже на Европу и на страны Таможенного союза со временем планируем выйти. Например, по итогам 2015 года мы уже 2 с лишним тысячи тонн рыбной продукции туда экспортировали. Поэтому и нашу томат-пасту предложим, почему бы и нет?

Сохранен ли в регионе объем господдержки для сельхозпроизводителей в этом году?

- В прошлом году господдержка сельхозпроизводителей была по объему немного больше текущего года и составляла свыше 800 млн рублей. В этом году она составит порядка 650 млн рублей. Но в прошлом году не были освоены деньги на субсидирование процентной ставки (возмещение процентной ставки по кредитам – прим. ТАСС), потому что они оказались не востребованы.

В этом году в целом на все направления господдержка сохранена в необходимом и востребованном объеме. Это, например, на мелиорацию, так как летом в регионе жара в тени под 50 градусов и поливать территорию надо каждый день, на семеноводство, на развитие семейных ферм, племенного животноводства. Я считаю, на сегодняшний день это достаточная поддержка сельхозпроизводителей.

- В регионе работает завод одной из крупных компаний "Руссоль", каковы прогнозы по добыче соли в этом году?

- В регионе добывают качественную пищевую соль. Когда-то с нами конкурировала по этому продукту Украина. Но оказалось, что она поставляла в Россию техническую соль. В прошлом году Роспотребнадзор ввел ограничительные меры для украинской соли, тем самым защитив собственного потребителя и производителя от некачественного продукта.

Я считаю, что это было правильное решение. Хочу заметить, что даже один год ограничения ввоза в Россию украинской соли дал возможность подняться российской компании по объемам замещения рынка, при этом "Руссоль" снизила цену соли на 15 процентов. Это было уникальное решение.

Российская компания "Руссоль", которая работает в Астраханской области, провела глубокую технологическую модернизацию на астраханском предприятии. Сейчас компания строит завод по глубокой переработке соли в Подмосковье. Все это позволит сразу поставлять качественную продукцию на прилавки российских регионов.

"Руссоль" ведет добычу в основном у нас и в Соль-Илецке. С учетом той модернизации, которая прошла, сейчас без какого-либо ущерба для нашего озера Баскунчак можно добывать 3 млн тонн соли в год. В этом году компания увеличивает мощности, и пока планирует выйти на 1,5 млн тонн.

Еще один перспективный проект региона – это особая экономическая зона (ОЭЗ) "Лотос". Какие резиденты и когда приступят к реализации своих проектов?

- Проект ОЭЗ "Лотос" является базовым для последовательного вывода нашего региона на новую траекторию развития. Создание ОЭЗ обеспечит долгосрочное и масштабное сотрудничество, способствующее укреплению экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке. Именно она должна стать центром притяжения инвесторов и инвестиций. Это общегосударственный уникальный механизм, который создает беспрецедентные условия для работы инвестора в сфере высокого уровня технологического передела в обрабатывающих производствах.

Однако наша ОЭЗ формируется в менее комфортных условиях, чем другие подобные зоны. Решения об их создании были приняты раньше, и поэтому они получали значительную финансовую поддержку федерального бюджета на инфраструктуру.

Мы пока не получаем финансовую поддержку из федерального бюджета. Зона только формируется, идет стадия проектирования. Но правительство страны понимает, что поддержка региону в создании ОЭЗ будет нужна.

Отмечу, что это первая промышленная зона России, развернутая на базе судостроительного сектора. Основный упор был сделан на привлечение резидентов из тех сфер, которые были бы полезны при реализации проектов по разработке углеводородных направлений на шельфе Каспия для всех ближайших стран - для Туркмении, Казахстана, Ирана, Азербайджана, России.

Сейчас у нас есть пока два резидента. Первый – компания "СВОИ" - в текущем году начинает реализацию проекта по производству труб капельного орошения по уникальной методике с использованием биоразлагаемых материалов.

Второй – судостроительный завод "Лотос" - наш якорный резидент. Он станет центром судостроения, вокруг которого будут аккумулироваться дополнительные машиностроительные, приборостроительные и вспомогательные производства. На базе этого завода будет создан сервисный центр металлообработки, оснащенный современным оборудованием, с применением инновационных материалов. Завод также приступает в этом году к реализации проекта.

Кроме того, продолжаются переговоры с рядом голландских, немецких, австрийских, китайских, японских компаний. Так что задача стоит еще, как минимум, двух резидентов сюда привлечь в этом году. И мы это сделаем. В частности, в настоящее время проходит экспертизу бизнес-план "Высокотехнологичное производство саморазрушающихся медицинских шприцев третьего поколения» ООО "МедИнТех".

О каком объеме финансирования строительства инфраструктуры ОЭЗ "Лотос" идет речь?

- Объем вложений на первом этапе составит порядка 1,5 млрд рублей. Если же говорить в целом, то общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ "Лотос" составит около 37 млрд рублей.

В целях синхронизации графика строительства объектов инфраструктуры и заполняемости ОЭЗ резидентами, а также минимизации затрат, определен план развития территории, в соответствии с которым общая площадь в 983 га разбита на 4 этапа освоения. В 2016-2018 годах планируется провести инженерную подготовку территории, обустроить временные таможенные КПП, построить коммунальные сети, автодороги и др.

В текущем году начнется строительство по основным объектам. Причем одновременно начнется освоение 1 и 2 этапа территории ОЭЗ.

- Как развиваются отношения у Астраханской области с партнерами из Ирана после снятия с него санкций?

- С Ираном, в первую очередь, нас связывает транспортный коридор Север-Юг. И наши партнеры, даже находясь под санкциями, использовали его для связи с Россией. Товарооборот с Ираном был и остается стабильным. У нас есть взаимодействие, выстроены доверительные отношения. В этом году мы прогнозируем рост товарооборота до 5 млн тонн. Мы экспортируем в Иран больше, чем завозим, имеем положительное торговое сальдо – везем в основном лес, металл, стекло, оборудование. В этом году зимой впервые отправили в Иран сельскохозяйственную продукцию – картофель и лук.

Как идет реализация иранского проекта по строительству птицефабрики в регионе?

- Наши иранские партнеры - компания "Пейванд Групп" - уже купили землю, оформили ее и занимаются организационно-финансовыми вопросами. Планируют вложить как свои средства, так и заемные.

Развитие производства на селе - это продовольственная безопасность региона и страны в целом, импортозамещение. И бизнес понимает: сейчас сложно взять кредиты - большие проценты, но зато есть возможность успешно "стрельнуть", начать новое дело, тем более что государство поддерживает такие проекты.

Начнут реализовывать проект в этом году, а завершить планируют к концу следующего года. Инвестор предполагает создать замкнутый цикл производства. В составе комплекса будут предприятия по содержанию завезенных из Ирана кур-бройлеров, завод-инкубатор суточных цыплят, предприятия по выращиванию кур-бройлеров, завод по производству комбикормов. Объем производства составит 3,6 тысячи тонн мяса кур бройлеров в год, инвестиции в птицефабрику - порядка 850 млн рублей.

У Вас немало интересных и перспективных проектов. А какую задачу вы ставите перед собой, чтобы вывести регион из экономического кризиса?

- Первое - это обеспечить занятость населения, достойную заработную плату. Мы поддерживаем инициативных людей, перспективные проекты. Я приветствую, например, создание семейных или начинающих ферм. В этом году они получат довольно большое количество грантов. Чем больше будет таких проектов, тем больше будет создано рабочих мест, больше будет услуг и товаров.

К тому же развитие производства на селе - это продовольственная безопасность региона и страны в целом, импортозамещение. И бизнес понимает: сейчас сложно взять кредиты - большие проценты, но зато есть возможность успешно "стрельнуть", начать новое дело, тем более что государство поддерживает такие проекты.

Наша глобальная задача - привлекать инвестиции по всем направлениям, а также реализовывать и развивать основные проекты. В первую очередь, это, конечно, касается нашей ОЭЗ "Лотос".

Сколько ждет регион в этом году туристов, и какой уникальный турпродукт предлагаете вы гостям?

- Мы развиваем разные туристические направления и хотим, чтобы к нам приезжали не только на рыбалку и охоту. В этом году мы ожидаем около 3 млн туристов.

У нас разработано уже порядка 30 туристических маршрутов. Они включают в себя историко-архитектурный, этнографический, культурно-познавательный туризм.

Мы вводим в городскую инфраструктуру современные интерактивные элементы - специальные таблички, которые есть на исторических зданиях – отсканировал с помощью телефона или планшета, а дальше либо прочитал, либо прослушал информацию.

Кроме того, у нас много достопримечательностей – это и захоронения известных представителей этносов, и комплекс "Сарай-Бату", где воссоздан средневековый город.

В регионе есть такие проекты как "Уличный театр", "Волжская палитра", "Музыка на траве". Они собирают огромное количество людей, и, главное, все это абсолютно бесплатно.

Также мы будем удивлять туристов изысками астраханской кухни. У нас совсем недавно завершился гастрономический фестиваль "Русская рыба". Лучшие рестораторы, шеф-повара и эксперты демонстрировали, как, например, из обычной тарашки сделать вкуснейшее блюдо. Согласитесь, кухня – это тоже немаловажный аспект в туризме. В центре Астрахани недавно открылся первый рыбный магазин "Вобла" с брендом "Астрахань".

Сейчас появляются новые инвесторы, готовые вложить средства в строительство отелей или баз. Например, одна российская компания заявилась на пять участков, ориентировочно, в Икрянинском и Володарском районах. Это будут отели 4 и 3 звезды с элементами агротуризма.

Как взаимодействуете в туристическом направлении с Прикаспийскими странами?

- Прикаспийские государства - перспективное и актуальное направление, мы хотим видеть у себя гостей из этих стран и бывать у них. В ближайшее время открываем прямое авиасообщение с Тегераном. Мы очень заинтересованы в Иране.

И, возможно, в августе после завершения реконструкции аэропорта Ашхабада откроется авианаправление "Ашхабад – Астрахань".

Кроме того, на саммите прикаспийских государств говорили о необходимости реализовать проект Каспийского круизного сообщения. В этом направлении есть серьезные подвижки, фактически решение уже принято.

Дай бог, если все получится, а мы на это очень сильно рассчитываем, уже в августе на нашем астраханском судостроительном заводе "Лотос" начнем закладывать круизные теплоходы вместимостью 300 пассажиров. Это будут четырехпалубные суда длиной 140 м, шириной - 16,7 м с ресторанами, тренажерными залами, спа-салонами и так далее. Они соответствуют примерно 5-звездочному отелю с точки зрения инфраструктуры. Заказчик этого проекта - "Московское пассажирское пароходство", конечно, при поддержке федерального бюджета, Министерства промышленности. Это дорогой проект, очень длинный по окупаемости. Но надеемся, что он будет исполнен. И тогда, конечно, здесь активность туристического потока будет возрастать.

В 2017 году регион ожидает юбилей - 300-летие Астраханской губернии. Какие ключевые события будут приурочены к этой дате?

- Мы понимаем, что сейчас есть проблемы и в федеральном, и в региональном бюджетах, поэтому мы не рассчитываем на большие деньги на празднование юбилея.

Самое главное для нас – это показать роль, которую Астрахань играла еще со времен Петра Первого в продвижении российской политики на персидском и каспийском направлениях. Сейчас у нас формируются мероприятия к юбилейной дате, их будет более 100. Центральным событием года станет open-air постановка оперы "Сила воли. Лета Земли Астраханской" на Соборной площади астраханского кремля. Музыкальный проект астраханского театра оперы и балета будет посвящен одному из крупнейших исторических событий, непосредственно связанных с летописью астраханского края, - восстанию Степана Разина. Как раз к этому времени должны завершиться основные работы по реставрации кремля. В остальном план празднования 300-летия астраханской губернии обсуждается, будем согласовывать его в этом году с руководством страны.