11 ноября 2015, 06:56

Служебный модуль для нового космического корабля Orion направлен из Европы в США

NASA

Именно этому космическому кораблю предстоит совершить первый полет на Марс

ВАШИНГТОН, 11 ноября. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Новый американский космический корабль Orion, которому предстоит совершить первый полет на Марс, ждет из Европы свою вторую половину. Как сообщило NASA, его служебный модуль, спроектированный группой европейских компаний во главе с Airbus, направлен в Соединенные Штаты, где будет соединен с кабиной пилотируемого аппарата, построенной корпорацией Lockheed Martin.

Пока в США прибудет только опытный образец служебного модуля, созданный по соглашению с Европейским космическим агентством. В центре NASA Плам-Брук-стейшн в штате Огайо, он пройдет серию проверок на "совместимость" с кабиной корабля и механическую устойчивость к нагрузкам во время запуска. Результаты испытаний будут учтены при доработке аппарата на предприятии компании Thales Alenia Space в Италии.

Служебный модуль сконструирован на основе европейского грузового корабля АТК, используемого по программе Международной космической станции (МКС). В нем будет размещаться силовая установка Orion, с помощью которой он сможет маневрировать в пространстве и переходить на другую орбиту. В нем также будут находиться системы жизнеобеспечения экипажа, в том числе энергетические батареи, приборы контроля за температурой, установки для подачи воздуха и воды. Служебный модуль будет соединен с кабиной вплоть до возвращения астронавтов на Землю.

Когда в декабре 2014 года Orion совершил свой первый испытательный полет в автоматическом режиме, на ракете-носителе "Дельта-4" вместе с кабиной корабля был установлен лишь макет служебного модуля в натуральную величину. Теперь - параллельно с проверкой его опытного образца - в Европе будет продолжаться монтаж внутри служебного модуля всех приборов и аппаратуры. Завершиться эта работа должна лишь через два года, но в ESA считают, что времени в обрез.

"Первое оборудование для полетов прибудет на наше предприятие в германском Бремене к концу этого года, поскольку уже в начале 2016-го мы должны будем приступить его к его интеграции, чтобы вовремя достичь следующего важного рубежа в программе - доставки (уже полностью готового) модуля в США, намеченной на январь 2017 года", - сообщил представитель Airbus Барт Рейнен. По его словам, времени действительно очень мало, но все участники проекта даже довольны, что оказались перед столь сложным вызовом. "Это амбициозные планы, но нашей команде это нравится", - сказал он.

Будущий вклад ESA в этот проект оценивается примерно в $600 млн, и приглашение европейцев во многом объясняется стремлением NASA к экономии бюджетных средств. В то же время для ESA участие в американской программе, нацеленной на полет к Марсу, - не только престижно, но и выгодно с научно-технической точки зрения.

Два месяца назад космическое ведомство США объявило, что свой первый испытательный полет с астронавтами на борту Orion совершит не позже апреля 2023 года. Как сообщили помощники директора NASA Роберт Лайтфут и Уильям Герстенмайер, до этого - предположительно в 2018 году - впервые должен быть осуществлен запуск корабля с помощью новой тяжелой ракеты-носителя SLS, созданием которой занимается компания Boeing.

Испытание в декабре 2014-го было признано успешным, и с учетом его результатов в конструкцию корабля были внесены некоторые изменения. Сейчас специалисты продолжают сборку усовершенствованного варианта кабины и осуществляют проверку всех его систем, в том числе двигательной установки, теплозащитного покрытия и парашюта. Все они будут испытаны в ходе первого интегрированного запуска системы Orion-SLS в автоматическом режиме примерно через три года. "В 2023 году в ходе пилотируемого полета будут проверяться все системы жизнеобеспечения корабля и возможности экипажа управлять им", - пояснил Герстенмайер.

В ходе своего первого полета с астронавтами на борту Orion отправится на низкую околоземную орбиту, а во время второго, примерная дата которого пока не определена, может совершить прогулку подальше. Герстенмайер не исключил, что это может быть путешествие к Луне. После этого NASA хотела бы проводить такие испытательные полеты ежегодно, а в качестве одного из возможных пунктов назначения рассматривает астероид. К середине 2030-х годов космическое ведомство США надеется организовать с его помощью первое путешествие человека на Марс.

В NASA допускают, что первый пилотируемый полет нового корабля может состояться и раньше 2023 года, если и он, и ракета будут к этому полностью готовы. Зависеть это будет во многом от финансирования проекта, на который уже израсходовано $4,7 млрд. Начиная с 2016 финансового года и до апреля 2023-го космическое ведомство США планирует затратить на строительство Orion еще около $7 млрд.

Экипаж Orion будет состоять из четырех человек. Диаметр корабля, который имеет традиционную цилиндрическую форму, составляет 5 метров. Во время своего первого полета он сделал два витка вокруг Земли, удалившись от нее на расстояние 5,8 тыс км - в 14 раз дальше, чем находится МКС. При возвращении Orion вошел в плотные слои атмосферы на скорости около 32 тыс км в час, и температура на его поверхности достигла 2,2 тыс градусов по Цельсию. Такого не было ни с одним пилотируемым кораблем со времен полетов астронавтов на Луну на "Аполлонах". Через четыре с половиной часа после старта корабль приводнился в Тихом океане в 960 км к юго-западу от Сан-Диего (штат Калифорния), был подобран кораблем ВМС США, а затем доставлен в Центр имени Кеннеди на мысе Канаверал в штате Флорида.

Создание тяжелой ракеты-носителя SLS также идет по плану. Она будет сконструирована в разных модификациях и сможет выводить на орбиту грузы массой от 70 до 130 тонн. По расчетам NASA, один ее запуск будет стоить около $500 млн - в полтора раза меньше, чем в свое время стоила каждая миссия "шаттлов". Новая ракета-носитель и корабль Orion вместе составят интегрированную многофункциональную систему для пилотируемых полетов в дальний космос, в том числе на астероид и на Марс.