9 января 2017, 15:59

Камеры слежения за полярными сияниями не зафиксировали архангельский метеорит

George Varros and Dr. Peter Jenniskens/ NASA/ Getty Images, архив
Исследователи продолжают изучать данные с микробарографа, сообщили в Полярном геофизическом институте

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 января. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Сгоревший над Архангельском болид не зафиксирован камерами слежения за полярными сияниями с широким углом обзора.

Об этом ТАСС сообщил директор Полярного геофизического института Борис Козелов.

"Мы сопоставили данные, полученные от очевидцев, с данными наших камер наблюдения за полярными сияниями и микробарографа, который мог зафиксировать пролет крупного болида. Камеры вспышку не зафиксировали, данные с микробарографа изучаются", - сказал он.

Информация о крупном болиде, сгоревшем над Архангельском, поступила от автолюбителя, снявшего событие на свой видеорегистратор 7 декабря около 23 часов.

Три удачных местности

Шансы на получение научной информации об Архангельском болиде резко увеличил тот факт, что его видели на одной из трех территорий России, где установлена научная аппаратура, способная фиксировать такие объекты. Кроме Кольского полуострова, где стоят камеры слежения за полярными сияниями, - это Северный Кавказ, где имеются приборы Специальной астрофизической обсерватории. Еще три специальные камеры для отслеживания метеоров установлены Институтом астрономии Академии наук (ИНАСАН).

"На остальной территории страны источником информации могут стать автолюбители, установившие видеорегистраторы на своих авто", - отметил ведущий научный сотрудник ИНАСАН Александр Багров, пояснив, что именно благодаря сопоставлению записей с нескольких видеорегистраторов удалось точно установить траекторию Челябинского метеорита, упавшего 15 февраля 2013 года.

Падение метеоритов и пролет крупных болидов в местностях, где нет развитой сети автомобильных дорог, снижает шансы на их обнаружение и установление траектории почти до нуля, считает эксперт. "Если объект, подобный Челябинскому метеориту или Архангельскому болиду, пролетит над Якутией, обнаружить следы падения тела и вычислить траекторию, скорее всего, не удастся", - отметил Багров.

Он привел пример пятилетней давности - Витимский болид, который зафиксировали из космоса американские ученые и сообщили российским коллегам. "Иркутский университет направил экспедицию на поиски очевидцев и следов события. Очевидцы действительно что-то видели, но никакой научной информации из этого опроса извлечь не удалось", - рассказал он.

Значимость данных очевидцев и болидных сетей

Оценивая значимость информации, которую ученые могут извлечь из рассказов очевидцев, Багров заметил, что это примерно "сопоставимо с опросом 1000 человек, летавших на самолетах, чтобы попытаться на основе полученной информации построить самолет". Но и профессиональные поиски сложны

"За несколько десятков лет внимания к теме отслеживания метеоритов и крупных болидов болидные сети из 100-200 камер строили США, Канада, Европа и Австралия. За все это время сети "уловили" 4 метеорита", - сказал он.

Говоря о возможности и необходимости создания болидных сетей в России, эксперт отметил, что "совершенно не обязательно перекрывать всю территорию страны". По его мнению, было бы достаточно установить около 1,5 десятка камер на юге и в Сибири, где больше ясных дней и, соответственно, больше шансов на регистрацию болидов и метеоритов.

Стоимость таких обзорных камер не превышает 1,5 млн рублей за одну. По его мнению, места, подходящие для расположения камер, примерно совпадают с территориями, наиболее благоприятными для размещения объектов солнечной энергетики.

Метеорно-болидная опасность и космос

Смысл оценки болидной опасности связан с исследованиями космоса, добавил Багров.

"Мы уже потеряли несколько спутников из-за столкновения с такого рода объектами", - сказал он, отметив, что скорость "космических песчинок" может достигать скорости пули, выпущенной из автомата Калашникова, и защита от них требуется соответственная.

"Государственные стандарты защиты от болидов сформированы в 1985 году, постоянное обновление данных о болидной опасности позволило бы точнее выстраивать защиту. Возможно, она избыточна, и тогда можно ее уменьшить и поместить на космический аппарат больше научной аппаратуры, или наоборот, усиление защиты позволит спасти космические аппараты", - пояснил эксперт. Все точные научные данные о падении метеоритов и пролете крупных болидов способствует достижению этой цели.

Падение метеоритов на Землю. Досье 

Теги:
Россия