7 сентября 2016, 16:51

В Венеции показали документальные ленты Малика и Лозницы

Отдельная секция ретроспективной программы "Венецианская классика" объединяет документальные фильмы, посвященные жизни и творчеству знаменитых деятелей мирового кино

ВЕНЕЦИЯ, 7 сентября. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Премьеры документальных лент американского режиссера Терренса Малика "Путешествие времени" (Voyage of Time: Life's Journey) и "Аустерлиц" (Austerlitz) Сергея Лозницы состоялись в четверг на 73-м Венецианском кинофестивале. Новая работа автора "Древа жизни" (The Tree of Life, 2011), призера Каннского фестиваля, прошла в основном конкурсе, тогда как картину Лозницы показали вне конкурса.

Редко появляющийся на публике 72-летний американский режиссер, который сам в Венецию не приехал, в своей первой документальной картине выступает скорее философом, чем режиссером (философию он преподает в Массачусетском технологическом институте). Первоначально проект, повествующий о зарождении жизни (и человеческой, и на Земле в целом), задумывался для кинотеатров IMAX. Как пояснили продюсеры, одним из которых выступил актер Брэд Питт, Малик использовал кино, чтобы "продемонстрировать самые последние научные знания о Вселенной".

Наряду со сложной с чисто технической точки зрения задачей режиссер ставит и извечные вопросы человечества: "Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?". Голос за кадром (актрисы Кейт Бланшетт) обращается к "матери" - родительнице, матери-Земле или породившей все Вселенной.

Загадка бытия давно занимает Малика - еще в конце 1970-х годов он начал снимать фильм о Первой мировой войне, в который был включен пролог о происхождении Земли. Еще тогда были сделаны съемки ландшафтов и пейзажей в разных уголках планеты. Но в итоге проект не был закончен, а Малик вернулся к кино лишь спустя 20 лет, сняв военную драму "Тонкая красная линия" (The Thin Red Line), вышедшую в 1998 году.

Тема происхождения Земли (в неразрывной связи с рождением человека) звучит в "Древе". За эту работу Малик удостоился "Золотой пальмовой ветви". Недавно стало известно, что режиссер начинает в Италии съемки нового фильма - опять о войне. Сюжет основан на реальной истории жителя австрийской деревни, который единственный из односельчан не признал присоединения к Германии и отказался идти в гитлеровскую армию.

Сергей Лозница, уроженец Белоруссии, окончивший ВГИК, обладатель многочисленных премий, включая российскую "Нику", не в первый раз приезжает в Венецию. В прошлом году вне конкурса была показана его лента "Событие" о путче 1991 года. "Аустерлиц" - фильм также об актуальных событиях, но совсем на другую тему.

Жаркий летний воскресный день сотни людей решили провести в музее, в который превратили бывший нацистский концлагерь. Режиссер в длинных статичных планах, в которые входят и выходят люди, показывает всю нелепость толпы туристов с их солнечными очками, майками с абсурдными надписями и рюкзачками с бутербродами в страшном месте смерти и боли. Гиды на разных языках терпеливо рассказывают о "проблемах" содержания заключенных ("раньше здесь не было печей, и тела отвозили сжигать в Берлин").

Притомившееся туристы садятся перекусить там, где рассказывают о голоде. Женщины поправляют волосы, чтобы получше выглядеть на фотографии у решетчатых ворот. Кто-то примеряется к бичевальному столбу "наказаний", принимая позу для кадра на память.

Как рассказал Лозница на пресс-конференции, идея снять эту картину ему пришла, когда он случайно заехал в один из таких мемориальных комплексов под Берлином. "Я почувствовал там неловкое ощущение от своего присутствия, неэтичность моего там нахождения. И я задался вопросом: зачем люди приезжают в такие места", - сказал режиссер.

Съемки проходили в нескольких бывших лагерях в Германии, где нацисты держали политических противников и всех, кто "загрязнял арийскую нацию". Особое значение в картине играет звук. В ленте полностью отсутствует музыка, и все сопровождается "естественным" шумом, но чтобы создать этот фон, по словам звукорежиссера Владимира Головницкого, было записано более 700 дорожек. "Но главный звук отсутствует - это плач", - сказал Головницкий, который уже работал с Лозницей.

На вопрос корр. ТАСС, нужно ли посещать такие музеи, режиссер ответил: "Я не считаю, что имею право отвечать на такой вопрос. Каждый должен ответить себе сам. Но надо знать, что это серьезное испытание, если относиться серьезно, потому что там можно столкнуться с вопросами, ответов на которые быть не может".

Документальные фильмы, число которых на международных фестивалях постоянно растет, составляют половину нынешней венецианской программы. В частности, на Лидо показали фильм о культовом австралийском рок-музыканте, поэте, писателе Нике Кейве и его группе Bad Seeds "Еще раз с чувством" (One More Time With Feeling) новозеландца Эндрю Доминика.

К документальному кино обратился и австрийский режиссер Ульрих Зайдль. В картине "Сафари" (Safari) он вновь, как и в своей знаменитой трилогии 2012 года "Рай" (Paradise), обращается к человеческим порокам и сомнительным увлечениям.

Отдельная секция ретроспективной программы "Венецианская классика" объединяет документальные фильмы, посвященные жизни и творчеству знаменитых деятелей мирового кино.