28 февраля 2017, 16:30

В Париж с любовью: как музей Помпиду стал центром русского искусства за рубежом

ТАСС рассказывает о том, как в одном из самых посещаемых культурных центров Франции оказалась крупнейшая заграничная коллекция российских работ

В понедельник в парижском Центре Помпиду открылась обновленная выставка "Коллекция! Уникальный дар музею", на которой представлена современная живопись СССР и России с 50-х годов прошлого века до наших дней. Экспозиция стала крупнейшим в мире зарубежным собранием русского искусства. О том, как Париж стал главным выставочным центром для советских и российских авангардистов, читайте в материале ТАСС.

Почему Центр Помпиду?

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду — один из крупнейших музеев не только в Париже, но и во всей Европе. Он является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни.

Галерея уже долгое время сотрудничает с российскими музеями. Однако в сентябре прошлого года Центр Помпиду получил беспрецедентный дар. Его собрание пополнилось 250 экспонатами — коллекцией современного российского искусства 1950–2000-х годов. 

Большую часть работ, которые были представлены на выставке "Коллекция! Уникальный дар музею", передали коллекционеры, художники и члены их семей, а остальное помог приобрести Благотворительный фонд Владимира Потанина. 

Где за рубежом хранится русское искусство?

Небольшие собрания произведений российского искусства, конечно же, есть и в других иностранных галереях. Например, в лондонском Тейт Модерн представлены работы "Озеро Штарнбергер" Василия Кандинского, "Динамический супрематизм" Казимира Малевича, "Отдыхающий поэт" Марка Шагала и "Лабиринт (Альбом моей матери)" Ильи Кабакова.

Также в нью-йоркском Музее современного искусства есть произведения Кандинского "Картина с лучником", "Всадник", "Оранжевое", "Круглая поэзия" и другие. В той же галерее на Манхэттене творчество Малевича представлено несколькими десятками работ, в частности картинами "Черный квадрат и красный квадрат", "Голубой космос", "Белое на белом", "Жница", "Спортсмен", "Черт" и т. д.

Однако такой полной ретроспективы творчества российских и советских художников, аналогичной коллекции в Центре Помпиду, в зарубежных музейных собраниях не было никогда прежде. 

Какие работы получил музей?

Из подаренных экспонатов наибольший интерес вызывают работы основоположника московского концептуализма Андрея Монастырского, одного из основателей соц-арта Эрика Булатова, создателя группы "Новые художники" Тимура Новикова, лидера неоакадемистов Георгия Гурьянова, родоначальника неофициальной художественной группы "Лианозово" Оскара Рабина. 

27 февраля уже имеющуюся коллекцию российского современного искусства пополнили еще более 100 произведений. Среди новых работ — масштабное полотно "Слава КПСС" Эрика Булатова, "Олег Григорьевич Водопьянов: чья это муха?" Ильи и Эмилии Кабаковых, "Триптих №32" представителя так называемого неофициального искусства Владимира Янкилевского.

Также в собрание Центра Помпиду вошли документация перформансов Дмитрия Пригова, Олега Кулика, Комара и Меламида. А группа "Синие носы" подарила в числе других и свою знаковую работу "Эра милосердия". При этом хронологические рамки коллекции расширились с 1990-х до 2010-х годов, то есть практически до настоящего времени.

Продолжение проекта, которое решили назвать "Коллекция +", объединило более 40 дарителей. В их числе — основательница ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина с документацией перформанса Андрея Кузькина "По кругу" и коллекционер, глава Tsukanov Family Foundation Игорь Цуканов, который передал работы художников нонконформистов, представителей соц-арта и утопические проекты "бумажной архитектуры".

Продолжение следует?

По словам сокуратора выставки Николя Люччи-Гутникова, в будущем музей планирует расширить коллекцию российского и советского искусства в Центре Помпиду. В частности, предполагается приобрести полотна мастеров 1920–1930-х годов: Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Дейнеки, а также работы ленинградских нонконформистов и современных молодых художников.

При этом после того, как экспозиция "Коллекция +" 2 апреля завершит свою работу, произведения русского современного искусства не уйдут в запасники, а будут присутствовать в постоянной экспозиции Центра Помпиду по принципу ротации и дополнят залы с концептуальным искусством.

Проект продолжит свое развитие и с научной точки зрения. В рамках исследовательской программы "Россия ХХ век" на грант Благотворительного фонда Потанина в Центре Помпиду в течение трех лет будут изучать переданную в дар коллекцию.

Планируется перевести на русский язык и издать тексты и статьи художников, искусствоведов и теоретиков современного искусства, провести кинопоказы, встречи и лекции непосредственных участников процесса. При этом мероприятия будут проводиться как для специалистов, так и для широкой аудитории.

По словам генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина — Оксаны Орачевой — задача этого научного проекта заключается в том, чтобы заново посмотреть на историю России ХХ века, с 1920-х годов и до сегодняшнего времени, включая советское неофициальное искусство, которое "до сих пор структурно не было представлено на международном уровне".

Особое внимание планируется уделить русским художникам-нонконформистам, которые уже долгие годы работают во Франции. Среди них — Эрик Булатов, Оскар Рабин, Владимир Немухин и Владимир Янкилевский.