2 марта 2015, 10:13,
обновлено 2 марта 2015, 14:32
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

МАГАТЭ требует от Ирана ускорить работу по спорным вопросам ядерной программы ИРИ

АСС/ EPA/ PRESIDENTIAL OFFICIAL WEBSITE

"Этот процесс не может продолжаться бесконечно", - отметил генеральный директор агентства Юкия Амано

ВЕНА, 2 марта. /Корр. ТАСС Михаил Щербаков/. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) требует от Ирана ускорить работу по вопросам возможной военной направленности иранской ядерной программы.

Об этом заявил генеральный директор агентства Юкия Амано, выступая на заседании Совета управляющих агентства.

"Этот процесс не может продолжаться бесконечно", - сказал он.

"Иран до сих пор не дал необходимых разъяснений, которые бы позволили МАГАТЭ прояснить два практических вопроса, согласованных еще в мае 2014 года", - подчеркнул Амано. "ИРИ также не сделал предложений по новым практическим мерам (по разрешению вопросов возможной военной направленности иранской ядерной программы)", - добавил он.

"Агентство готово ускорить работу по разрешению остающихся вопросов, это возможно сделать, если Иран расширит свое сотрудничество и будет своевременно предоставлять доступ к необходимой информации, документации, площадкам, материалу и персоналу, как того запрашивает МАГАТЭ", - подчеркнул Амано. Он отметил также, что агентство сделает заключение по иранской ядерной программе только после прояснения всего комплекса спорных вопросов. "После того, как МАГАТЭ получит представление о всей картине, я представлю доклад с нашей оценкой на рассмотрение Совета", - сказал Амано.

Как отметил гендиректор МАГАТЭ, он подчеркнул необходимость ускорения работы в ходе недавних переговоров с главой МИД Ирана Джавадом Зарифом и его заместителем Аббасом Арагчи.

О сроках разрешения спорных вопросов 

Сроки разрешения спорных вопросов по иранской ядерной программе зависят от самого Тегерана и того, насколько оперативно он будет действовать при сотрудничестве. Об этом также заявил на пресс-конференции генеральный директор МАГАТЭ.

"В феврале в Мюнхене у меня была встреча с главой МИД ИРИ Джавадом Зарифом, и я заявил, что нужно ускорить работу над вопросами возможной военной направленности исследований, - сказал он. - Сколько это займет, зависит от уровня и скорости кооперации со стороны Ирана".

По его мнению, темп этой работы сейчас не отвечает ожиданиям агентства. "В прошлом году нам удалось хорошо продвинуться в этом направлении, но, к сожалению, на нынешнем этапе скорость низкая", - констатировал гендиректор МАГАТЭ.

Он напомнил, что агентство еще в 2011 году определило перечень из 12 пунктов, которые заставляют международных экспертов сомневаться в мирном характере ядерной программы Ирана. "Мы не делали тогда заключений, а попросили Иран прояснить ситуацию", - отметил Амано. "Если Иран заявляет, что обвинения ложные, то самое простое решение - разъяснить, почему это так. Не работать с нами в этом направлении - это не решение", - заявил он.

Гендиректор МАГАТЭ заверил также, что, получив от Ирана разъяснения по всему комплексу вопросов, агентство сможет подготовить свое заключение в "разумное время".

Иран и "шестерка"

Международная "шестерка" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) проведет с Ираном переговоры по его ядерной программе на уровне политдиректоров МИД в швейцарском городе Монтрё 5 марта. Об этом заявила 27 февраля на пресс-конференции представитель внешнеполитической службы ЕС Катрин Рей.

"Евросоюз поддерживает переговоры, целью которых является достижение соглашения по ядерной программе Ирана.

Консультации на дипломатическом уровне состоялись на прошлой неделе и продолжатся на предстоящей неделе. Встреча пройдет 5 марта в Монтрё на уровне политических директоров "шестерки". Перед этим состоятся двусторонние переговоры", - сказала она.

Достичь договоренности в срок намного превышают вероятность срыва

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков 27 февраля заявил, что на данный момент шансы Ирана и "шестерки" достичь договоренности в срок намного превышают вероятность срыва. 

По его словам, "до бесконечности продлевать переговоры тоже неправильно".

"Тем более, что сейчас обсуждение вышло на стадию, когда буквально все, что требуется для нахождения устраивающего всех общего знаменателя, лежит на переговорном столе, - сказал Рябков. - Полезность раунда, состоявшегося на прошлой неделе, его глубина и эффективность убеждают нас в том, что шансы договориться в срок намного превышают вероятность какого-то срыва или отсрочки".

О ядерной программе КНДР

У МАГАТЭ остаются серьезные озабоченности относительно ядерной программы КНДР. Об этом также заявил генеральный директор агентства Юкия Амано.

"Я по-прежнему серьезно озабочен ядерной программой КНДР и призываю власти вернуться к полному выполнению своих обязательств в рамках Соглашения по нераспространению и разрешению всех имеющихся вопросов", - сказал он.

Гендиректор МАГАТЭ напомнил, что "прошло уже почти шесть лет с того момента, когда инспекторов агентства попросили покинуть КНДР". "Несмотря на это, МАГАТЭ сохраняет готовность играть важную роль в проверке ядерной программы Северной Кореи", - заявил Амано.

ЕС требует от КНДР отказаться от дальнейших ядерных испытаний

В сентябре заместитель министра иностранных дел Италии Бенедетто делла Ведова, выступая с заявлением на Генеральной конференции МАГАТЭ, от лица Европейского союза потребовал от КНДР прекратить дальнейшие ядерные испытания. 

"ЕС осуждает проведенные КНДР ядерные испытания и заявление о проведении новых испытаний и требует воздержаться от дальнейших провокационных действий", - сказал он. По его словам, Пхеньян своими действиями "нарушает режим ДНЯО, международные обязательства и резолюции СБ ООН". "Евросоюз будет продолжать работу со своими ключевыми партнерами, чтобы продемонстрировать через режим санкций, что есть последствия несоответствия требованиям по нераспространению", - заключил замглавы итальянского МИДа.

В сентябре генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано подчеркивал, что "заявления властей КНДР о праве на проведение дальнейших ядерных испытаний, а также намерения перезапустить свои ядерные объекты в Йонбене вызывают глубокое сожаление, как и ранее сделанные заявления о деятельности в области обогащения урана и строительстве реактора на легкой воде".