СМИ: Анкара продолжит борьбу с ИГ и курдскими боевиками в Турции, Сирии и Ираке

EPA/ ERDEM SAHIN

Такую позицию изложил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу

АНКАРА, 27 июля. /ТАСС/. Турция продемонстрировала способность оперативно реагировать на вылазки террористической группировки "Исламское государство" (ИГ) и боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) как на своей территории, так и за ее пределами. Ответные операции 23 и 24 июля "изменили (правила) игры" в самой стране, в Сирии и на севере Ирака. Как информировала газета Hurriet, эту позицию изложил премьер-министр Ахмет Давутоглу на закрытом совещании с главными редакторами ведущих газет Турции, состоявшемся 25 июля в Стамбуле.

"Условия изменились. Хотя они не доросли до размера коренных преобразований, мы хотим, чтобы все тщательно изучили эти перемены, вызванные нашими операциями в Сирии и Ираке, и с их учетом пересмотрели собственную позицию", - цитирует издание главу правительства. "Убежден, что политические игроки в Турции и вне ее поняли, что 23 и 24 июля представляют собой две разные фазы. Присутствие Турции, способной эффективно применять свою мощь, может привести к последствиям, которые изменят правила игры в Сирии, Ираке и во всем регионе", - уточнил Давутоглу.

Он напомнил, что в указанные дни ВВС Турции нанесли несколько ударов по целям ИГ в приграничных районах Сирии и поразили объекты РПК на севере Ирака. Операции последовали за кровавым терактом в провинции Шанлыурфа, где 20 июля жертвами террориста-смертника ИГ стали 32 человека, а 23 июля боевики группировки, открыв огонь через линию сирийской границы в районе провинции Килис, убили двух военнослужащих. "Нам пришлось реагировать немедленно. Промедли мы на неделю, (ответный) удар уже был бы бессмысленным", - отметил премьер.

По его данным, все пять боевиков, причастных к нападению на границе, уничтожены, 35 пособников РПК, подозреваемых в убийстве военных, арестованы. Также ликвидированы подпольные склады оружия и места явок курдских боевиков на севере Ирака. При этом "жертв среди мирного населения нет", утверждал Давутоглу.

"Отныне мы станем действовать именно так", - предупредил он. Глава правительства назвал три причины для подобной смены курса: анализ и сравнение особенностей угроз стране по итогам выборов 7 июня этого года, в 2007 и 2011 гг, опасность ИГ и РПК и стремление Турции продемонстрировать свои возможности сдерживания и потенциал тем, кто прорабатывает новые сценарии развития событий в регионе. "Надеюсь, теперь все ясно", - отметил Давутоглу.

Он констатировал, что лидер иракских курдов слишком поздно согласился взаимодействовать с Анкарой. "Ранее я говорил с Масудом Барзани (лидер иракских курдов - прим. корр) по телефону. Он сказал, что понимает необходимость операций и предложил содействие. Если бы в 2013 году РПК, как она обещала, вывела все свои вооруженные отряды из Турции, то сейчас они бы не видели турецкие истребители над горами Кандиль (где у РПК расположены лагеря, - прим. корр.)", - заверил премьер.

Относительно вопроса об отношении к Партии демократический союз (ПДС) сирийских курдов, которую в Турции считают аналогом РПК в САР, Давутоглу заявил, что "все зависит от действий ПДС". "Пока они нас не так волнуют, как РПК или ИГ. Если это изменится, мы будем реагировать точно так же (операциями против террористов - прим. корр). Но ели они не станут тревожить Турцию, разорвут все отношения с режимом (президента САР) Башара Асада и станут взаимодействовать с оппозицией, они вполне могут найти себе место в новой Сирии", - отметил премьер.

Он сообщил, что Турция не станет направлять сухопутные войска на территорию Сирии, но постарается с США обеспечить поддержку с воздуха для отрядов Сирийской свободной армии и иных умеренных сил, сражающихся против боевиков ИГ. Как информировала Hurriet, главу правительства попросили разъяснить отказ Анкары предоставить ВВС для борьбы с ИГ и согласие предоставить свою базу для нужд боевой авиации США. "Достигнутая договоренность (с американцами) сняла нашу обеспокоенность и удовлетворила наши ожидания до определенного уровня. Не могу вдаваться в подробности, но важным моментом является предоставление поддержки с воздуха Сирийской свободной армии и другим бойцам умеренного толка, сражающимся с ИГ, - сказал премьер. - Если мы не собираемся направлять подразделения сухопутных войск (в Сирию), а мы этого не сделаем, тогда этим силам, которые действуют как сухопутные части совместно с нами, нужна защита".