31 августа 2015, 15:49
Кризис на Украине

Децентрализация по-украински: беспорядки у Рады и отсутствие особого статуса для Донбасса

AP Photo/ Efrem Lukatsky

По данным МВД, 122 человека пострадали во время столкновений, более 10 правоохранителей - в тяжелом состоянии, один боец нацгвардии погиб

КИЕВ, 31 августа. /ТАСС/. Верховная рада Украины приняла в первом чтении изменения в конституцию страны в части децентрализации. Эти изменения, предложенные президентом Петром Порошенко, поддержали 265 депутатов при минимально необходимых 226. Против проголосовали 87 парламентариев.

Представил поправки в основной закон представитель президента Украины в Раде Степан Кубив, хотя ранее планировалось выступление самого главы государства.

Рассмотрение вопроса проходило в накаленной обстановке. Фракция Радикальной партии заблокировала президиум, пытаясь сорвать голосование. Выступления в поддержку законопроекта проходила под крики "Ганьба", попытки заглушить и "захлопать" говоривших.

Кроме Радикальной партии, которая проголосовала против проекта всем составом (21 депутат), отказались поддержать изменения в конституцию фракция "Самопомощь" (26 депутатов из 31), "Батькивщина" (18, один отсутствовал) , а также почти половина из числа присутствовавших внефракционных депутатов (против -13, поддержали 15, еще 14 отсутствовали).

Столкновения у Рады

Более 3 тыс. противников принятия изменений в конституцию Украины из разных регионов пикетировали здание парламента страны, где в этот момент проходило голосование по проекту изменений в основной закон страны. Затем из толпы протестующих неизвестный бросил в милицейское оцепление вокруг здания парламента боевую гранату.

По данным МВД, 122 человека пострадали во время столкновений, более 10 правоохранителей - в тяжелом состоянии, один боец нацгвардии погиб.

До конца года

Для принятия в окончательном чтении документ будет внесен в повестку дня следующей сессии Верховной рады. Его должно поддержать конституционное большинство, т.е не менее 300 депутатов.

Следующая сессия начинается уже 1 сентября. Однако, судя по заявлениям представителей правящей коалиции, принятие изменений в конституцию Украины откладывается, в лучшем случае, на период после местных выборов, которые запланированы на 25 октября.

"Президент заявил, что изменения в конституцию в части местного самоуправления не будут приниматься во втором чтении до местных выборов, хотя ранее Европа требовала от нас этого", - сообщил член фракции "Народный фронт" Леонид Емец в соцсети Facebook.

"Голосование в целом за децентрализацию - это не раньше, чем конец года", - добавил депутат.

Те же сроки назвал представитель Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко. По его словам, на встрече депутатов с Порошенко говорилось, что конституционный законопроект будет выноситься в зал для голосования во втором чтении "ближе к новому году".

В свою очередь замглавы фракции БПП Игорь Кононенко сообщил, что во втором чтении изменения в конституцию планируется рассмотреть в декабре.

Некоторые наблюдатели уже выразили сомнения в том, что на следующей сессии поправки в конституцию наберут необходимые 300 голосов. Так, лидер компартии Петр Симоненко в эфире телеканала "Россия 24" высказал мнение, что многие депутаты "проголосовали практически формально". Когда же начнется голосование по содержанию поправок, "300 голосов... там никогда не будет", считает он.

Отсутствие необходимого для принятия поправок конституционного большинства подтвердил и Леонид Емец. "300 голосов не будет, пока мы не будем контролировать границу", - заметил он у себя в Facebook.

Децентрализация по-украински

Проект изменений в основной закон, за который проголосовали в пятницу в первом чтении депутаты Верховной рады, предусматривает трехуровневую систему местного самоуправления.

Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин, община может включать один или несколько населенных пунктов. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы. Представителем государства (префектом) на местах будет лицо, которое назначается и увольняется президентом по представлению правительства. Более того, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия любых местных органов власти (мэров, а также руководителей городских, районных и областных советов) с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год.

По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на проявления местного сепаратизма. При этом децентрализация власти на Украине, предусмотренная вносимым в Основной закон изменениями, не распространяется на оборону, национальную безопасность и внешнюю политику.

Статус Донбасса

Центральным пунктом конституционной реформы, как, собственно, и главной мерой политического урегулирования украинского кризиса, в соответствии с минскими соглашениями должно было стать законодательное закрепление особого статуса отдельных районов Донбасса.

Пункт 11 комплекса мер, одобренного лидерами "нормандской четверки" и подписанного в Минске 12 февраля, прямо говорит о "проведении конституционной реформы в Украине со вступлением к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей... до конца года".

Однако именно этот пункт оказался не реализован в проекте изменений, за который проголосовала в понедельник Рада.

С самого начала он стал стал главным камнем преткновения. В предложенных изначально изменениях в конституцию Украины об этом вообще ничего не говорилось. Норму о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом, включили лишь в переходные положения законопроекта о внесении изменений в Основной закон.

Это вызвало неудовольствие не только провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, но и вынудило Венецианскую комиссию, на экспертизу в которую был отправлен текст изменений, заявить, что предложенная реформа не создает основу для урегулирования конфликта на востоке страны.

В результате 15 июля президент внес в Раду новый вариант, в котором было предложено перенести упоминание о необходимости принятия отдельного закона по Донбассу в переходные положения самой конституции Украины. Так, в разделе XV появилась норма, согласно которой "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".

Однако при этом Порошенко не раз заявлял, что предложенный им проект изменений в конституцию Украины в части децентрализации не предусматривает никакого "особого статуса" Донбасса и страна останется унитарной.

В том же заверил депутатов представитель президента Украины в Верховной раде Степан Кубив, делая доклад перед голосованием за внесение изменений в конституцию. "В конституции нет положения о том, что Донецкой и Луганской областям будет предоставлен особый статус. Особенности осуществления самоуправления на этих территориях будет регулироваться отдельным законом", - заявил он.

При этом президент Украины не раз заявлял, что Киев, подготовив нынешний проект поправок в конституцию, выполнил требования минских соглашений.

Реакция Донбасса

Однако с этим категорически не согласны в провозглашенных ДНР и ЛНР.

"Проект поправок в конституцию Украины, который сегодня Верховная рада приняла в первом чтении, не имеет ничего общего с минскими соглашениями, именно поэтому не поможет урегулировать кризис в Донбассе", - заявил полпред ДНР Денис Пушилин.

"Изменения в конституцию Украины должны включать в себя законодательное закрепление особого статуса Донбасса. А то, что происходит сейчас в Раде, мы не признаем, так как точно уверены, что предложенные Порошенко поправки являются лишь имитацией выполнения минских договоренностей", - подчеркнул полпред.

В ДНР и ЛНР настаивают на том, чтобы, как и предписывает подписанный в Минске 12 февраля комплекс мер по урегулированию украинского конфликта, текст конституционной реформы согласовывался с представителями республик. Они также требуют, чтобы Киев внес непосредственно в текст конституции, а не в его переходные положения, поправку, которая введет в действие отложенный ранее закон об особом статусе Донбасса, содержащий подробное описание того, что этот статус собой представляет.