14 ноября 2015, 00:20

В Вене пройдет второй раунд переговоров по сирийской проблеме

Госсекретарь США Джон Керри (слева) на совместной пресс-конференции с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой, Вена 30 октября 2015. Brendan Smialowski/ Pool via AP
Госсекретарь США Джон Керри (слева) на совместной пресс-конференции с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой, Вена 30 октября 2015
Стороны планируют обсудить продвижение процесса политического урегулирования в САР на основе женевского коммюнике от 30 июня 2012 года и положений итогового заявления предыдущей венской встречи

ВЕНА, 14 ноября. /ТАСС/. Второй широкоформатный раунд переговоров по урегулированию конфликта в Сирии пройдет  в Вене. Россию представляет глава МИД РФ Сергей Лавров.

Стороны планируют обсудить продвижение процесса политического урегулирования в САР на основе женевского коммюнике от 30 июня 2012 года и положений итогового заявления предыдущей венской встречи, состоявшейся 30 октября 2015 года.

Домашняя работа

За прошедшие со встречи 30 октября дни Сергей Лавров провел ряд двусторонних контактов и телефонных переговоров по подготовке нового раунда. Речь шла, в том числе, о том, какие противостоящие сирийскому правительству группы участники венского формата согласны считать террористическими. Другой вопрос, который, по словам российского министра, "также был вынесен в качестве домашней работы - это внесение ясности в том, кто такая умеренная оппозиция, которая должна стать партнером на переговорах в контексте политического урегулирования сирийского кризиса". "Эти два списка необходимо согласовать, чтобы предстоящая встреча была продуктивной", - подчеркивал глава МИД РФ.

Как сообщил корреспондент ТАСС специальный представитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, в Москве ожидают, что  стороны представят подготовленные списки террористических групп и сирийской оппозиции. Россия свой список представителей оппозиции, которые, по мнению Москвы, могли бы войти в делегацию на переговорах с Дамаском, уже партнерам передала.

Вопрос Асада остается "за скобками"

Российская сторона исходит из того, что вопрос о судьбе Асада на предстоящей встрече снова нужно оставить "за скобками". Отказ от обсуждения вопроса, по которому многие участники занимают диаметрально противоположные позиции, позволит им сконцентрироваться на тех блоках, которые должны стать основой сирийского урегулирования. "Одним из достижений и очень мудрым шагом, предпринятым странами в Вене, было понимание о том, чтобы оставить за скобками вопрос о судьбе Асада, - заявила официальный представитель российского дипведомства Мария Захарова. - Это было сделано, в том числе, на базе женевского коммюнике, где сказано, что данный вопрос должен решаться самими сирийцами, судьба Сирии - в руках сирийского народа".

Между тем, по данным ТАСС, западные страны и их союзники на предыдущих встречах в Вене активно настаивали на решении вопроса о будущем Асада, в то время как Россия, Иран и Китай добивались исключения упоминаний о сирийском президенте из текста заявления 30 октября. Споры по этому вопросу, очевидно, продолжатся и 14 ноября.

После принятия венского заявления вопрос о будущем Асада приобрел новое измерение. В документе содержится указание, что завершением процесса политического урегулирования станут выборы. При этом не уточняется, сможет ли принять в них участие действующий президент. Отдельные группы оппозиции Сирии и представители внешних игроков уже высказали различные мнения относительно подобных перспектив.

Размытые рамки

По итогам встречи 30 октября ставшие сопредседателями венского формата Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри не скрывали, что расхождения в подходах к сирийскому урегулированию остаются. "Мы достигли согласия насчет того, что не можем согласиться по ряду вопросов", - пошутил тогда глава дипломатии США. Однако проявленный им юмор не снижает остроты спорных вопросов.

В документе, в частности, не прописано не только будущее Асада: в нем не уточняется, должны ли стать предстоящие по итогам политического урегулирования в Сирии выборы президентскими или парламентскими, когда предстоит объявить перемирие на территории всей страны, какие именно функции получит согласованный "управляющий орган". Рано или поздно на эти вопросы предстоит дать ответ: ряд представителей оппозиции САР уже высказались критически относительно неоднозначности формулировок венского документа.

Не указаны и сроки политического урегулирования, хотя речь о них на встрече 30 октября шла. Американская сторона настаивала на завершении политического перехода в течение шести месяцев, однако это положение в итоговый документ включено не было. Позднее стало известно, что Москва в качестве идеи предлагает провести этот процесс за 18 месяцев. Это, однако, подчеркивают знакомые с инициативой представители сирийской оппозиции, не часть какого-то подробного плана Москвы по урегулированию кризиса в САР, как поспешили объявить некоторые западные СМИ, а лишь одно из предложений.

Наконец, по информации ТАСС, ряд западных стран увязывают запуск процесса политического урегулирования в САР с прекращением операции ВКС РФ и настаивают на том, что она должна быть завершена в рамках установления перемирия.

Кто соберется в Вене

В предыдущей встрече 30 октября в австрийской столице приняли участие представители 19 делегаций, в том числе России, США, Саудовской Аравии, Турции, Ирака, Италии, Египта, Великобритании, Германии, Ливана, Катара, Ирана, Франции, Китая, ОАЭ, Иордании, Омана, а также глава европейского внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини и спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Перед предстоящими переговорами де Мистура выразил мнение, что в них должны принять участие все те, кто собрался в Вене 30 октября. Глава МИД РФ Сергей Лавров, в свою очередь, выступил с инициативой привлечения к работе многостороннего формата представителей ЛАГ и ОИС. Впервые к консультациям подключится в этот раз Австралия.

Делегации Дамаска и оппозиции в переговорах в Вене не участвуют. Как указывал Лавров, этот формат предназначен, прежде всего, для согласования усилий внешних игроков с целью содействия процессу политического урегулирования. Ранее готовность предоставить площадку в Женеве для переговоров сирийской оппозиции с правительством в соответствии с итогами венских дискуссий выразил де Мистура. Однако на  день время и место такой встречи окончательно не определены. Некоторые из представителей умеренного крыла оппозиции в беседе с ТАСС выразили надежду, что переговоры в Вене внесут ясность в этот вопрос.

Сюрпризы от партнеров

Накануне предстоящего министерского заседания США спешно выступили с инициативой организовать работу трех рабочих групп - по координации оппозиции САР, противодействию терроризму и гуманитарным аспектам - 12 и 13 ноября в Вене. При этом Вашингтон не согласовал предварительно этот вопрос с российской стороной. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, "для нас эта инициатива стала сюрпризом, никто с нами ее предварительно не обсуждал".

Консультации инициированных США рабочих групп в Вене проходят в максимально закрытом режиме.

В итоге в МИД РФ подобные односторонние действия США назвали "неудачным экспериментом". При этом, как пояснила Захарова, речь в данном случае идет не о тех четырех тематических группах, которые создаются по инициативе спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры, а о группах, "которые по инициативе США сейчас собрались в Вене и работа в которых ведется непонятно каким образом приглашенными странами".