ВАШИНГТОН, 10 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. С точки зрения предвыборной расстановки сил в США уходящий год был наиболее удачным для Дональда Трампа, а наименее - для Хиллари Клинтон и Джеба Буша. Такое мнение высказал в среду в своем политологическом блоге в Washington Post главный профильный комментатор газеты Крис Чилизза. По традиции он в течение года ведет еженедельную рубрику с текущей оценкой рейтинга ведущих политиков, а в декабре подводит итоги за год.
Начинали - веселились
В нынешнем году, по его словам, демократка Клинтон и республиканец Буш по четыре раза становились "антигероями" его колонок "Худшая неделя в Вашингтоне". Между тем оба начинали год под фанфары. "Знаменитые фамилии. Завидные результаты опросов. Поддержка истэблишмента. Кучи денег. Ореол непобедимости... Ожидания гладкого пути к президентским номинациям в своих партиях", - напоминает специалист.
Однако жизнь внесла свои коррективы. "Заведомые преимущества оказались куда менее значимыми, чем им казалось, - констатирует Чилизза. - И знакомые имена, и организационные возможности, и все деньги мира не "всучат" избирателям того, что им не хочется покупать".
Подсчитали - прослезились
В итоге Буш, согласно публикации, завершает год "в гораздо более безнадежной позиции". Рейтинг его популярности по опросам оценивается однозначными числами; в последнем исследовании Washington Post и телекомпании ABC он был пятым среди однопартийцев, участвующих в президентской предвыборной гонке. Клинтон к концу года выправила позиции и теперь вновь значительно опережает соперников по отборочному внутрипартийному этапу президентского марафона, но и она серьезно спотыкалась на дистанции.
Проблемы их обоих комментатор видит прежде всего в личных качествах. У Буша это отсутствие "огонька" - личного обаяния, харизмы. Для примера в публикации приводится эпизод, когда он участвовал в очень популярной юмористической телепередаче и его спросили, почему он использует в качестве основного предвыборного лозунга просто свое имя с восклицательным знаком - "Джеб!" "Да у меня с 1994 года этот лозунг, - ответил экс-губернатор Флориды. - Он подразумевает радостное восхищение". Смеялись в итоге зрители над суконным языком претендента на президентское кресло.
Что касается Клинтон, она весь год отбивалась от нападок по поводу того, что в бытность госсекретарем США использовала для служебной переписки домашний компьютер. И дело даже не столько в нарушении - возможно, серьезном - режима секретности. Поначалу она от этих обвинений просто отмахивалась, чем, по словам Чилиззы, "напоминала людям, почему, собственно, им не нравилось (и до сих пор не нравится) бывшее "первое семейство" США". "Вот некоторые из этих впечатлений: что Клинтоны полагают, будто общие правила им не писаны, что они параноидальны, что у них всегда есть за душой нечто такое, что они прячут", - напоминает комментатор. И добавляет, что в августе в ходе одного из опросов избиратели назвали своей главной ассоциацией с именем Хиллари Клинтон слово "лгунья".
Наперекор прогнозам
Что касается республиканца Трампа, автор самокритично признает, что в июне озаглавил одну из своих колонок "Почему Дональда Трампа никому не следует принимать всерьез". Смысл тогдашних доводов сводился к тому, что против Трампа были предрасположены широкие слои коренного республиканского электората.
Но с тех пор эксцентричный мультимиллиардер "порушил все правила политики" и добился "ослепительного взлета" в опросах избирателей, занимая непримиримые позиции в отношении "любых подходов к иммиграционной политике, кроме самых жестких", констатирует эксперт из Washington Post. По его словам, происшедшее "совершенно беспрецедентно за два десятка лет освещения (им) национальной политической жизни".
Теперь "республиканская гонка - это Дональд Трамп и все остальные, причем такое положение сохраняется уже добрых шесть месяцев", пишет Чилизза и добавляет: "Я и представить себе не мог, что напишу эти две фразы. Никогда".