20 февраля 2016, 14:33
Brexit

Уйти или остаться: саммит ЕС вывел Лондон на финишную прямую к референдуму

Дэвид Кэмерон . EPA/ STEPHANIE LECOCQ
Дэвид Кэмерон

На нем британцам предстоит решить, хотят ли они оставаться членами сообщества из 28 стран или предпочитают пойти по пути евроизоляции

БРЮССЕЛЬ/ЛОНДОН, 20 февраля. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Денис Дубровин/. "Я договорился о соглашении, которое даст Великобритании специальный статус в ЕС", - так британский премьер-министр Дэвид Кэмерон подвел итоги рекордного по продолжительности саммита Европейского союза. Он завершился в ночь на субботу в Брюсселе заключением соглашения, выводящего страну с третьей по размеру экономикой в ЕС на финишную прямую к историческому референдуму. На нем британцам предстоит решить, хотят ли они оставаться членами сообщества из 28 стран или предпочитают пойти по пути евроизоляции.

Предвыборная пресс-конференция

Выступая на пресс-конференции по итогам многочасового дипломатического марафона, Кэмерон первым делом обещал, что будет пытаться убедить своих соотечественников не разрывать отношения с Брюсселем.

"Наше место - внутри реформированного ЕС. Великобритания в нем будет сильнее", - сказал он, добавив, что будет "рекомендовать Великобритании остаться в ЕС". Причем подойти к реализации этой задачи глава Консервативной партии намерен со "всей душой и сердцем".

20-минутная речь Кэмерона очень была похожа на предвыборную кампанию. Впрочем, она ей фактически и являлась - британский премьер во всех красотах разрекламировал собственные заслуги в преддверии официального начала агитационной кампании на пути к плебисциту, который, вероятнее всего, пройдет в конце июня.

Парламенты с "красной карточкой"

Первым делом Кэмерон рассказал, что опасности британскому суверенитету нет и что страна останется в стороне от дальнейшей политической интеграции Евросоюза. "Великобритания никогда не будет частью европейского супергосударства", - сказал премьер. Он заверил при этом, что основополагающий принцип ЕС о создании "более тесного союза" на Лондон распространяться не будет. В качестве одного из примеров большей независимости он назвал систему "красных карточек". С их помощью британский парламент наряду с законодательными органами других стран ЕС сможет блокировать общеевропейские законы. Для этого необходимо, чтобы акцию поддержали 55% парламентов ЕС.

Решительное "нет" евровалюте

Непоколебима осталась и позиция Лондона относительно единой европейской валюты. Ее Великобритания не только не собиралась вводить у себя, но и требовала гарантий того, что монетарные шаги не будут навязывать Лондону. Кроме того, британские власти добивались того, чтобы никто не принуждал британцев оказывать финансовую помощь государствам, в которых для расчетов используется евро. "Великобритания никогда не станет частью еврозоны, фунт будет защищен", - сказал Кэмерон.

Тормоз для мигрантов

Одной из самых сложных на переговорах была тема миграции, а именно - требований британцев ограничить доступ трудовых мигрантов из стран Евросоюза к социальным выплатам на первые четыре года. Многие прочили Кэмерону провал именно в этом пункте дискуссий, указывая на непримиримую позицию стран Восточной Европы, прежде всего Польши, которая "поставляет" большинство европейской рабочей силы в королевство. Но в итоге была согласована система так называемого аварийного тормоза, причем продолжительностью вплоть до 7 лет.

При такой системе меры не вводятся автоматически, а лишь после того, как будут приведены доказательства того, что миграционная проблема на самом деле негативно сказывается на системе соцобеспечения страны. О том, как именно будет действовать эта система, кто именно будет жать на тормоз и что для этого нужно, Кэмерон на данном этапе не уточнил. "Это окончательно положит конец мыслям о том, что люди могут приехать в нашу страну и получить что-то просто так", - подчеркнул британский премьер. Также была согласована система, при которой пособия на детей, отсылаемых трудовым мигрантом на родину, будут рассчитываться по ставкам, которые действуют в его родной стране, а не в Великобритании. Этой схемой, к слову, уже заинтересовалась канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Любит не любит

Лидеры институтов ЕС изо всех сил старались продемонстрировать, что новые договоренности не подрывают европейский проект и европейскую интеграцию.

Достигнутое соглашение "отвечает обеспокоенности Лондона, но в то же время не затрагивает фундаментальные ценности ЕС", считает глава Европейского совета Дональд Туск.

"Мы послали четкий сигнал, что можем пожертвовать нашими интересами для общего блага. Верю, что Великобритания нуждается в Европе, а Европа нуждается в Великобритании", - отметил он. Глава Евросовета подчеркнул, что, тем не менее, окончательное решение о членстве королевства в ЕС принадлежит народу страны.

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, в свою очередь, что Великобритания всегда имела особый статус в ЕС, что не мешало ей играть позитивную роль в сообществе. "Великобритания всегда имела особый статус в ЕС, что не мешало ей играть позитивную роль в сообществе, которое состоит из 28 стран членов, а не 27 плюс одного", - сказал он.

Что касается сделки, то, по мнению Юнкера, она - честная и хорошо сбалансированная. "Я могу сказать, что сделка - честная для Британии, для других стран ЕС, для Европы. Она отражает все обеспокоенности Лондона, но в то же время уважает базовые принципы нашего союза. Она хорошо сбалансирована", - отметил он.

Однако от выпада в адрес Кэмерона Туск и Юнкер все же не удержались. В своем выступлении британский премьер заявил, явно обращаясь к своим избирателям: "Я не люблю Брюссель. Я люблю Великобританию". Его немедленно перефразировал Дональд Туск. "Я люблю Британию, и я люблю Брюссель", - так закончил он свою речь, вызвав смех журналистов. Сразу после этих слов стоящий с ним глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер добавил: "А я люблю Брюссель больше, чем остальную часть Европы".