14 марта 2016, 23:33

Пятая годовщина войны в Сирии: надежды на Женеву

Сирия. Алеппо. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Сирия. Алеппо

В начале 2011 года в ближневосточный регион пришла "арабская весна"

Гражданская война в Сирии переступает во вторник черту в пять лет на фоне попыток международного сообщества найти развязки страшного конфликта на переговорах в Женеве.

В начале 2011 года в ближневосточный регион пришла "арабская весна". Огонь волнений, отправной точкой которых принято считать самосожжение туниccкого торговца фруктами Мохаммеда Буазизи, с молниеносной быстротой перекинулся на страны региона. За три месяца лозунг "Народ хочет, чтобы режим пал" материализовался в Тунисе и Египте, а политический пожар перекинулся на Ливию, Ливан, Йемен, Алжир, Ирак и другие страны.

Сирийский конфликт и основные этапы его урегулирования

Как все начиналось в Сирии

В начале марта 2011 года группа сирийских подростков из города Дераа на юго-западе страны при помощи граффити, обращаясь к президенту страны Башару Асада, повторили на одной из городских стен лозунг, ставший столь популярным среди соседей-арабов. Их арестовали, и уже к 15 марта массовые акции протеста с призывами освободить подростков охватили не только Дераа, но и Дамаск, а также крупнейший город страны Алеппо. Ребят в итоге освободили из тюрьмы, однако маховик народных протестов, набравший обороты не без помощи внешних сил, решивших прибегнуть к проверенными рецептам "арабской весны" и сместить президента Асада, остановить уже не удалось.

Грустная статистика

Спустя пять лет, 15 марта 2016 года, последствия сирийского кризиса приобрели воистину международный и катастрофичный масштаб. Цифры говорят сами за себя: число жертв, по самым скромным оценкам ООН, превысило 250 тыс. человек, более 11 млн граждан страны, где до начала войны проживали около 22 млн человек, были вынуждены покинуть свои дома.

Из них, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, 6,6 млн стали внутренне перемещенными лицами, а 4,8 млн покинули страну. Подавляющее большинство из них нашли убежище в соседних странах - Турции, Ливане и Иордании, а сотни тысяч решили попытать счастья в Европе, что спровоцировало серьезнейший миграционный кризис с момента завершения Второй мировой войны. Особенно сильно кризис сказался на сирийских детях, 80% которых в той или иной форме пострадали от конфликта. Около 3,7 млн детей, родившихся в сирийских семьях с того момента, вообще не знают другой жизни, кроме постоянных обстрелов, насилия на родине или ужасных условий лагерей для беженцев и скитания по чужой земле.

Расцвет терроризма

Сирийская гражданская война превратила некогда процветающее государство, одну из редких светских стран на Ближнем Востоке, где уживались и арабы разных ветвей ислама, и христиане, и представители других религий, в "гнездо" религиозного экстремизма.

По разным оценкам, в Сирии действуют сейчас более тысячи различных террористических группировок, и именно в сирийской Ракке устроила свою так называемую "столицу" террористическая организация "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), поставившая целью установление "халифата" на Ближнем Востоке.

Свое влияние экстремисты из ИГ, обвиненные ООН в совершении преступлений против человечества, в том числе, таких гнусных злодеяниях, как уничтожении по религиозному и этническому принципу, сексуальном насилии, пытках, распространили на соседний Ирак. Растет их влияние в Ливии, которая оказалась фактически раздробленным государством после падения Муамара Каддафи, не пережившего "арабскую весну". ИГ распространилось и далеко за пределы Ближнего Востока. И 130 жертв серии парижских терактов, устроенных в самом сердце Европы религиозными фанатиками под черными флагами ИГ, с трагичной наглядностью показали, что за прошедшие пять лет сирийские манифестации далеко перешагнули границы государства, став проблемой, требующей скоординированных действий всего международного сообщества.

ОБ ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии. Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

Ошибочный анализ ситуации

Впрочем, не стоит при этом забывать и то, что многие представители международного сообщества сами в течение долгого времени не только и не приложили усилий для того, чтобы примирить стороны конфликта, но и активно вооружали их, стремясь добиться ухода с политической сцены президента Башара Асада. По мнению бывшего спецпосланника ООН по Сирии Лахдара Брахими, причиной развития ситуации в Сирии по столь катастрофичному сценарию стало ошибочное понимание многими мировыми игроками ситуации.

"Я думаю, что все стали жертвами очень поверхностного анализа, - сказал алжирский дипломат, занимавший пост эмиссара ООН с 2012 по 2014 год. - Если вспомнить "арабскую весну", президент Туниса, где все это началось, был свергнут за три недели, президент Египта пал еще быстрее. И посчитали само самим разумеющимся, что правительство в Дамаске рухнет быстро". Однако этого не произошло. "Что делали американцы, французы, британцы? Никто из них не помогал сирийцам, они повторяли те же самые девизы - с одной стороны, Башар должен уйти, а с другой - все террористы", - сказал Брахими, который считает, что войну можно было завершить еще четыре года назад. Правда, для этого нужно было прислушиваться к позиции Москвы. "У русских был намного более реалистичный анализ ситуации, чем на практике у кого бы то ни было. И я думаю, что всем нужно было слушать русских намного внимательнее, чем это было сделано. Они знали, какова ситуация", - сказал Брахими.

Асад должен уйти?

Однако требовать глубокого анализа положения в Сирии было бы наивно, учитывая, что еще в начале 2012 года все страны, выступавшие против президента Сирии - среди них США, члены ЕС, Саудовская Аравия, Турция, Катар - закрыли свои посольства в Дамаске.

Таким образом, диалог был перекрыт, зато фраза "Асад должен уйти" стала практически мантрой, которую повторяли изо дня в день.

Сегодня, спустя пять лет и при статистике в четверть миллиона погибших сирийцев, эти заявления продолжают раздаваться. И хотя из Вашингтона и европейских столиц такие призывы звучат уже не столь громко, именно судьба Асада стала основным камнем преткновения на межсирийских мирных переговорах, стартовавших 14 марта в Женеве.

Вся надежда на Женеву

Оппозиция, представленная Высшим комитетом по переговорам (ВКП), требует немедленного ухода Асада. Правительственная делегация называет этот вопрос "красной чертой", которую она не намерена пересекать.

Переговоры в Женеве рассчитаны на три раунда, причем идут они в непрямом формате. То есть спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура выступает посредником между делегациями, которые друг с другом садиться за один стол не намерены.

После стольких лет боевых действий их нежелание даже находиться рядом, конечно, можно объяснить. Однако сложно представить себе, как можно будет объяснить провал уже третьих по счету мирных переговоров, после аналогичных попыток, предпринятых в 2012 и 2014 годах. От того, насколько сторонам удастся сблизить свои позиции в ближайшие недели, будет зависеть, по какому пути пойдет истощенная опустошительной гражданской войной Сирия. Новых пяти лет войны эта страна не выдержит.

Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Владимир Костырев, Константин Прибытков, Юлия Семенова

Женева, 15 марта.