29 марта 2016, 08:01,
обновлено 29 марта 2016, 10:53
Кризис на Украине

Эксперты: визит Порошенко в США не приведет к смене его позиции по "Минску-2"

Руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Александр Щербак/ ТАСС
Руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков

В ТАСС прошел круглый стол "Минск-2": новая динамика или инерция обстоятельств"

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Визит президента Украины Петра Порошенко в Вашингтон не приведет к кардинальной смене политики Киева в отношении Донбасса. Такое мнение высказали участники состоявшегося в ТАСС круглого стола "Минск-2": новая динамика или инерция обстоятельств".

"Я не верю, что сейчас американцы произведут чудесное изменение позиции Киева, несмотря на то, что давление США на Порошенко действительно является ключевым фактором ситуации на Украине, - считает политолог Сергей Михеев. - Они будут пытаться вырабатывать некий компромисс, потому что для Порошенко полное выполнение минских соглашений является крайне проблематичным форматом по целому ряду причин: его обвиняют в том, что выполнение минских соглашений - это предательство национальных интересов, придется менять конституцию, садиться за стол переговоров с Донецком и Луганском, а этого украинская сторона делать категорически раньше не хотела".

По мнению эксперта, если Порошенко будет добиваться реального выполнения Минских договоренностей, "такая радикальная смена позиций не пройдет незамеченной на внутриполитической арене на Украине". "Мы слышим, что создается новая коалиция, - продолжил он. - Эта коалиция будет согласовывать премьер-министра. Все это приурочено как раз к визиту Порошенко в США и имеет чисто меркантильную цель. Без правительства денег не дадут. Так что Порошенко поехал за совершенно конкретными вещами - сказать, что с правительством все нормально, коалиция будет создана, поэтому дайте денег".

Михеев не исключил, что в ответ США могут настаивать на интенсификации выполнения минских соглашений. "Но мое мнение - мы увидим очередной виток имитации. Конечно, было бы неплохо, чтобы американцы изменили позицию Порошенко, но я к этому отношусь скептически", - сказал он.

С таким взглядом согласился также политолог, директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. "Сейчас Порошенко будет в очередной раз давать обещания американским партнерам относительно стабильности нового правительства, договоренности о его новом формате и создании новой коалиции, - сказал он. - Но, вероятнее всего, последствием этого будет то, что Киев в очередной раз попытается в одностороннем формате, исходя из своих целей, своего видения процесса начать реализовывать минские соглашения, что не может быть воспринято ни Москвой, ни европейскими партнерами, хотя ими в меньшей степени".

Дело Савченко и минские соглашения

По мнению Михеева, все попытки увязать дело украинской военнослужащей Надежды Савченко и выполнение минских соглашений бесперспективны.

"Все слухи о том, что есть какое-то соглашение насчет ее обмена, мне кажется, не соответствуют действительности, - считает он. - Очевидно, что РФ не собирается рассматривать дело Савченко в рамках минского процесса, и любые попытки Европы или США привязать его к "Минску" явно не увенчаются успехом".

При этом Михеев отмечает, что тот факт, что "Запад накачивает фактор Савченко таким весом, объявляя ее политической узницей, превращает ее в товар и повышает ее цену". В результате, по его словам, происходит что-то вроде "переоценки актива".

О Савченко скоро все забудут, в том числе на Украине, уверен Михеев. "Некоторые считают, что она нужна на Украине - ее там, кажется, даже собирались сделать министром... Но если она войдет в политическое поле, то очень быстро станет ясно, что она ничего там не значит, и, наоборот, начнет мешать". "В любом случае, - полагает он, - никакое изменение позиции в плане привязки дела Савченко к минскому процессу не произойдет, и про Савченко вскорости начнут забывать".

22 марта городской суд Донецка Ростовской области РФ приговорил бывшую украинскую военнослужащую Надежду Савченко к 22 годам колонии общего режима и штрафу в размере 30 тыс. руб. Она признана виновной в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина и незаконном пересечении границы РФ.

Проблема проведения выборов в Донбассе кажется нерешаемой

По мнению директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, стороны мирных переговоров по Украине в Минске сейчас мотивированы датой, предложенной главами МИД Франции и Германии 3 марта в Париже, - провести выборы в Донбассе до конца первого полугодия.

"Стороны сегодня мотивированы датой, фиксация которой произошла по инициативе глав МИД Франции и Германии (Жан-Марк Эйро и Франк-Вальтер Штайнмайер) 3 марта на министерской встрече "нормандской четверки" в Париже, - провести выборы в Донбассе до конца первого полугодия", - сказал он.

При этом, считает Чеснаков, эта "дата (проведения выборов) не сколько связана с выборами, а с тем, чтобы сторонам сохранить лицо по теме санкций".

Однако, по его словам, сейчас проблема "кажется нерешаемой", т.к. "изменений (с 3 марта) пока не произошло, отсутствует закон о выборах в Донбассе". Если представить, что "сложится идеальная ситуация, и вся коалиция (в Раде) будет настроена принять законы, то они (депутаты) не смогут его все равно принять до 1 мая", чтобы соблюсти законодательство Украины о выборах.

Кроме того, "принятие закона о выборах не имеет реальной перспективы без поправки в конституцию (Украины) об особом статусе Донбасса, ибо как бы хорош ни был закон, отсутствие в конституции упоминания об отдельных регионах оставит подвешенным вопрос конституционности этих регионов", сказал Чеснаков, заметив, что "Рада до сих пор не обозначила дату, когда она будет рассматривать во втором чтении поправки в конституцию", а "выборы не могут быть проведены абы как, они должны быть проведены в соответствии с украинским законодательством и по стандартам ОБСЕ".

"Понятно, что Рада сейчас занята вопросами коалиции, но этот вопрос (о выборах в Донбассе) все равно нужно сейчас решать", - заключил эксперт.

"Дорожная карта" по организации выборов уже давно подписана"

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов, выступая на круглом столе, заявил, что особых противоречий по вопросу о том, как проводить выборы в Донбассе, между участниками конфликта не существует.

"Дорожная карта" по организации выборов, по сути, уже давно написана, - заметил он. - Она писалась 20 лет с участием украинских, российских, американских и других представителей 57 государств ОБСЕ. Карта существует, ее просто нужно достать и предложить всем участникам процесса".

Однако реализация главного условия проведения выборов в Донбассе - проведение их по стандартам ОБСЕ - не отменяет необходимости принятия украинской стороной еще целого ряда законодательных шагов, отметил Борисов.

Прежде всего, напомнил он, речь идет о внесении изменений в конституцию в части децентрализации. "Это не требование как-то стороны, это записано в тех же документах ОБСЕ, начиная с 2001 года", - подчеркнул эксперт.

Кроме того, необходимо провести амнистию."Без нее организовывать выборы невозможно, тем более, что в основном уголовные дела на Украине возбуждены как раз против лидеров Донбасса, то есть наиболее активных граждан, - отметил Борисов. - Без этого выборный процесс не приведет к стабилизации ситуации".

Что же касается вопроса безопасности, о котором постоянно говорит Киев, то, как считает эксперт, это "вообще процесс непрерывный, он должен быть в каждой стране, где проходят выборы".

"Более того, везде, где проходят выборы, в рамках мониторинговой миссии ОБСЕ всегда находится специальный координатор по безопасности, - продолжил Борисов. - Это постоянный процесс. Так было на минувших выборах на Украине, так было во время выборов в Югославии".

"То есть вопросы безопасности не могут быть причиной отказа от проведения выборов, - отметил он. Выборы можно и нужно проводить".

Верховная рада пока не готова принять закон о выборах в Донбассе

Борисов также заявил, что закон о выборах в Донбассе технически находится в высокой степени готовности, но Верховная рада Украины пока не готова его принять.

"Закон как таковой будет принимать Верховная рада, - отметил он. - Сегодня идут переговоры по модальности (выборов). С юридической точки зрения - степень готовности (документа) очень высокая". По словам эксперта, речь идет о подготовке неких условий, приемлемых для Верховной рады рамочных позиций, то есть о том, чтобы определить, что украинский парламент может принять.

В качестве примера он привел вопрос о длительности голосования в день выборов. "Есть требование ОБСЕ, что голосование не может продолжаться менее десяти часов. Решайте, будет ли оно длится десять, одиннадцать или двенадцать часов. То же самое с нарезкой избирательных участков, численностью избирательных округов и так далее. В этом смысле - готовность (закона) высокая", - отметил он.

В то же время Борисов подчеркнул, что для принятия закона необходимо не только понимание технических аспектов проведения выборов, но и политическая воля Киева. "Что касается готовности принятия закона Верховной радой, то она низкая, - указал он. - Украина его принимать не готова".

Борисов считает, что в случае, если Верховная рада все же примет законы о выборах и амнистии, то сами выборы можно организовать достаточно быстро. "В теории можно говорить и о месяце на организацию выборов, с учетом внесения соответствующих поправок в законодательство, - отметил он. - Так что теоретически все можно организовать, решить вопросы готовности, информирования населения, доступа к избирательному процессу кандидатов и избирателей".

"С точки зрения теории и возможности, хотя шанс на это и невелик, можно уложиться в заявленные сроки - до конца первого полугодия (2016 года)", - подытожил Борисов.

На урегулирование конфликта в Донбассе могут уйти десятилетия

Алексей Чеснаков также полагает, что полное выполнение минских соглашений потребует не менее трех-пяти лет в самом лучшем случае, реально же на урегулирование конфликта в Донбассе может уйти несколько десятилетий.

"Урегулирование конфликта в течение трех-пяти лет - это сейчас - наиболее оптимистичный сценарий, а реальный - несколько десятилетий", - сказал Чеснаков.

Эксперт пояснил, что "полноценное политическое урегулирование предполагает гарантию прав и свобод для всех сторон конфликта. Оно должно включать все действующие политические структуры, которые должны работать как единое целое. Но на Украине такого нет, там нет единой партии мира. Ее нет и в Донбассе, там тоже политические силы против воссоединения с Украиной."

По мнению Чеснакова, "пока не появится четкого желания мира у большей части людей, пока не будут созданы реальные гарантии реализации политических прав и свобод, нельзя говорить о передаче границы под контроль украинской стороны". В противном случае "передача границы будет означать тотальный геноцид населения Донбасса", считает политолог. "Посмотрите на Киев - они сами себя готовы уничтожать, не то, что Донбасс", - сказал он.

Слухи о вероятном назначении главой Донбасса Рината Ахметова

Чеснаков подчеркнул, что информационные вбросы о возможности назначения руководителями Донбасса олигарха Рината Ахметова и главы фракции "Оппозиционного блока" Юрия Бойко не имеют никакого отношения к реальности. Они преследуют цель отвлечь общественное мнение Украины от уже существующего механизма урегулирования, прописанного в минских соглашениях, полагает эксперт.

"Мне кажется, это проблема надуманная, и она уводит украинское общественное мнение от реальности, - сказал Чеснаков. - Это информационный вброс, который выгоден украинской власти, чтобы продемонстрировать вариативность подходов к урегулированию конфликта в Донбассе".

По словам эксперта, чтобы урегулировать конфликт в регионе, президент Украины может вести какие-либо переговоры только с теми людьми, которые реально представляют население Донбасса. "Есть избранные руководители. Они подписывали минские соглашения, они избраны на прямых выборах, - подчеркнул политолог. - Поэтому нельзя говорить о том, что Порошенко может назначить кого-то там, с кем он может урегулировать конфликт".

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

12 февраля участники переговоров контактной группы в Минске подписали ранее согласованный с главами стран - участниц "нормандской четверки" документ, предусматривающий прекращение огня в Донбассе с 15 февраля. Переговоры "нормандской четверки" в составе президентов РФ, Украины и Франции, а также канцлера ФРГ продолжались в Минске в разных форматах (в узком составе и с участием членов делегаций) с вечера 11 февраля в общей сложности около 16 часов.