4 марта 2018, 15:53

Итальянцы голосуют на выборах в парламент с умеренным энтузиазмом

Вера Щербакова/ ТАСС

В парламентских выборах, в частности, участвуют правоцентристская коалиция ("Вперед, Италия", "Лига" и "Братья Италии"), левоцентристская Демократическая партия и "Движение "5 звезд"

РИМ, 4 марта. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. В Италии проходит голосование в национальный парламент, которое должно определить политическое будущее страны. По сравнению с 24-25 февраля 2013 года, когда голосование продолжалось и в первую половину дня понедельника, теперь избирателям предлагается уложиться в одно воскресенье с 07:00 (09:00 мск) по 23:00 (01:00 мск понедельника).

Пять лет назад парламентские выборы, по итогам которых не определилось безоговорочного победителя, чуть было не завели страну в тупик, и тем не менее предыдущий созыв продержался весь положенный срок.

Досрочные выборы казались вполне реальны год назад - после провала референдума по вопросу конституционной реформы, которую предложил премьер-министр Маттео Ренци. Но в итоге все ограничилось только его отставкой, хотя референдум 4 декабря 2016 года имел серьезные последствия для политики Италии. И находят они отражение и в нынешних выборах, начиная с того, что проходит голосование по экстренно принятому избирательному законодательству, которое не гарантирует стабильного управления.

Все на избирательный участок

В воскресный день на улицах Рима гуляющих не так уж много, если не считать туристов. На южной окраине столицы в парке, обычно многолюдном, непривычно пусто. Меньше людей и в окрестных ресторанах и кафе, которые постепенно начинают наполняться, но чуть позже чем в привычный для итальянцев час обеда.

Все, кто встречаются, либо уже проголосовали, либо идут голосовать. "Вы уже проголосовали?", - поинтересовалась корреспондент ТАСС у группы пожилых людей у одного из баров. - "Да-да, все до одного". "Нет, мы пока нет, но обязательно пойдем", - ответила пара молодых людей с маленькой дочкой.

На избирательном участке, расположившемся в одной из районных школ, заметное оживление. Здесь находятся сразу три избирательные секции, в две из которых выстроилась очередь. По свидетельству корреспондента ТАСС, это - люди в основном старшего и среднего возраста, молодых заметно меньше.

Зал для голосования - стандартный, с тремя кабинами, в которых уединяется избиратель. На входе его снабжают специальным карандашом, который возвращается потом вместе с заполненным бюллетенем. Пользоваться мобильным телефоном и фотографировать бюллетени нельзя, но перед входом в кабину телефоны никто не отбирает - все строится на доверии.

На избирательном участке работают в основном молодые люди. "Добровольцы?" - задала вопрос корреспондент ТАСС. - "Нет, нам платят: €170 за регистрацию и подсчет голосов, и €220 - председателю комиссии". 

На итальянских участках очередь для регистрации поделена по половому признаку, и это обозначено надписями от руки: "женщины" и "мужчины". "Просто наши регистрационные списки так поделены", - объяснил председатель комиссии. Никакой агитации на участке вести не разрешается, но на них присутствуют официальные наблюдатели-координаторы от партий. "Я - региональный координатор от "Вперед, Италия", - поясняет молодой человек с идентификационной табличкой на куртке.

"Парламент оппозиций"

Правоцентристская коалиция (в составе партий "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони, "Лиги" Маттео Сальвини и "Братья Италии" Джорджи Мелони), левоцентристская Демократическая партия (ДП) и антисистемное "Движение "5 звезд" - основные антагонисты этих выборов. Хотя в избирательном бюллетене корреспондент ТАСС насчитала 19 партийных символов. Среди них есть коммунистическая партия, с 2006 года не присутствующая в парламенте, а также две считающиеся неофашистскими "Новая сила" и "Казапаунд", пока ни разу в парламент не проходившие (с момента падения фашисткого режима).

Удивляет и нетипичное для Италии отсутствие коалиций, а те две, что есть (правого центра и трех партий, поддерживающих ДП), сжатые (всего по четыре партии). Остальные выступают в "одиночном" разряде и, более того, отрицают возможность создания широких коалиций после выборов. Согласно прогнозам, ни одна из политических партий не наберет 40%, необходимых для парламентского большинства и, соответственно, формирования правительства. Будущий парламент уже назвали "парламентом оппозиций".

Журналисты и эксперты предлагают несколько пар, и почти всегда это означает отрыв от первоначальной коалиции. Так, не исключается, что "Лига" Сальвини, которого сильно оттесняет "старший товарищ" Берлускони (даже при том, что сам он не имеет права занимать государственные посты), может найти в итоге общий язык с "Движением "5 звезд". Другим претендентом в пару "пятизвездным" прочат левое формирование "Свободные и равные", громко заявившее о себе после скандального выхода из ДП.

Со своими 7-8% голосов, которые им отдают опросы общественного мнения, неясно, куда в итоге они подадутся. Не исключено, что вернутся к ДП, но с условием ухода ее секретаря Маттео Ренци, который никуда устраняться не намерен, даже в случае поражения партии. Над ДП все еще нависает провал на референдуме.

Совсем фантастическими кажутся предположения о коалиции между ДП и "Движением "5 звезд", которое, в конечном итоге, является общим врагом вечных оппонентов - правого и левого центров. Поэтому, собственно, не исключается, что в итоге им придется объединиться в общий фронт, лишь бы не допустить до управления страной "пятизвездных". Тем более, что прецедент такой широкой коалиции уже был пять лет назад.

Популизму дорогу

Все будет решаться, когда появятся первые результаты выборов. Еще одна данность, что решаться все будет не в центральных районах, а на периферии городов и всей страны. В этом смысле некоторые аналитики сравнивают происходящие в Италии процессы с тем, что привело в президенты Дональда Трампа в США. "Та же волна популизма", считает его бывший советник и бывший стратег Стив Бэннон.

Показательно и то, что в стране, которая всю свою послевоенную историю выстраивала на антифашизме, новый импульс получили такие партии, как "Новая сила" и "Казапаунд". И на этот раз они имеют реальный шанс повлиять на конечную конфигурацию власти.