5 июня 2018, 10:45,
обновлено 4 апреля 2018, 11:36

Город раздора: Вашингтон и Анкара нашли решение по сирийскому Манбиджу

Американские военные неподалеку от города Манбидж. REUTERS/ Rodi Said
Американские военные неподалеку от города Манбидж

В чем стратегическая важность города, что угрожало его жителям и о чем договорились главы внешнеполитических ведомств США и Турции — в материале ТАСС

Расположенный на северо-западе Сирии город Манбидж был освобожден от "Исламского государства" (ИГ — террористическая организация, запрещенная в РФ) силами вооруженной коалиции "Силы демократической Сирии" (СДС) еще в 2016 году. Но угроза возобновления военных действий висела над Манбиджем и его жителями вплоть до июня 2018-го, пока США и Турция не согласовали вывод из города курдских вооруженных формирований.

Защитники или террористы

К началу июня город Манбидж остается единственным крупным поселением к западу от реки Евфрат, находящимся не под турецким контролем. В феврале 2017-го в ходе операции "Щит Евфрата" турецкие ВС совместно с группировкой "Сирийская свободная армия" зачистили от ИГ город Эль-Баб, а в марте 2018-го — в ходе операции "Оливковая ветвь" — отбили Африн у курдских "Сил народной самообороны" (YPG).

Сегодня Манбидж контролируют "Силы демократической Сирии". Крупнейшая сила внутри СДС — "Силы народной самообороны" (СНС или YPG) — вооруженное крыло курдской партии левого толка "Демократический союз" (PYD).

А в глазах Анкары PYD — террористическая организация, как и действующая в самой Турции Рабочая партия Курдистана (РПК). И если РПК считают террористической в США и многих странах Европы, то PYD таковой считают только в Турции.

Объясняется это тем, что в ходе гражданской войны в Сирии и Ираке проживающим в обеих странах курдам удалось отбить у ИГ обширные территории вдоль почти всей границы с Турцией. Что, в свою очередь, привело к росту сепаратистских настроений среди курдского населения.

Для Анкары существование хотя бы одного независимого курдского государства на Ближнем Востоке, а тем более на самой границе с Турцией, недопустимо. Ведь это может создать прецедент для турецких курдов, компактно проживающих на юго-востоке государства и составляющих около 20% населения страны.

Так, вскоре после взятия Африна министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара готова провести "операцию против террористов" в Манбидже.

Старый уговор

Чавушоглу сделал одну оговорку. Операцию проведут, только если не смогут договориться с США о выходе из города курдских формирований.

Еще в 2016 году бывший вице-президент США Джозеф Байден пообещал, что все курдские бойцы покинут Манбидж и перейдут на восточный берег Евфрата после освобождения города от ИГ. Но этого так и не произошло.

А в феврале бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон пообещал Анкаре, что Вашингтон сдержит "данные Турции обещания по Манбиджу". Договорились предпринять усилия для "урегулирования проблем" и главы двух государств — Дональд Трамп и Тайип Эрдоган.

На фоне этих договоренностей и обещаний, как сообщил 2 апреля телеканал Al-Arabiya со ссылкой на собственные местные источники, США направили в Манбидж "дополнительные отряды сухопутных войск [300 человек], включая большое количество бронетранспортеров и тяжелой военной техники".

В тот же день турецкая газета Yeni Safak сообщила, что Франция направила в Манбидж 50 офицеров. Решение Парижа, в который еще недавно президент Эмманюэль Макрон пригласил представителей СДС, турецкий лидер назвал "неправильным".

Однако уже 4 июня по результатам встречи министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу с госсекретарем США Майклом Помпео в Вашингтоне спикер турецкого правительства вице-премьер Бекир Боздаг заявил, что две страны "согласовали способ вывода СНС из Манбиджа". Деталей достигнутых договоренностей Боздаг не привел.

Будущее Манбиджа

Как рассказал ТАСС начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов еще в марте, переброска дополнительного контингента в Манбидж противоречила интересам США.

"Американцам было бы выгодно потихоньку выходить из конфликта Турции с РПК и передать территории к западу от Евфрата под юрисдикцию Анкары", — предсказал Мардасов, добавив, что такой маневр мог бы привести к потеплению в отношениях Анкары и Вашингтона.

При этом эксперт добавил, что США также делают ставку на своих союзников. "Не секрет, что французы имеют довольно большое присутствие в нескольких точках [в Сирии], сдерживая потенциальный конфликт между курдами и турками", — сказал Мардасов.

Анкара же после ожидаемого вывода курдских бойцов из Манбиджа на Евфрате не остановится. В планы Анкары входит, по мнению эксперта, "создание буфера на протяжении всей сирийской границы". Для этого Турция будет делать ставку на других игроков региона — арабов и туркоманов.

Александр Мосесов