Ученые из Дании впервые определят ДНК людей, живших в Забайкалье 8 тыс. лет назад

18 февраля 2015, 11:34 UTC+3 ЧИТА /Корр. ТАСС, Илья Баринов

Археологические раскопки

© Архив ИТАР-ТАСС/Алексей Щукин

ЧИТА, 18 февраля. /Корр. ТАСС Илья Баринов/. Ученые из Дании впервые исследуют останки древнего жителя Забайкалья, чтобы определить его ДНК. Это позволит пролить свет на происхождение и родственные связи доисторических жителей региона, восстановить историю взаимоотношений различных популяций людей, сообщил сегодня корреспонденту ТАСС доктор исторических наук, организатор раскопок Михаил Константинов.

"Останки человека, жившего 8 тыс. лет назад, мы обнаружили в 2012 году при раскопках крупнейшего в Забайкалье археологического комплекса Усть-Менза. Я передал их в Институт этнологии и антропологии РАН. Отдельные косточки перевезены в Данию для определения ДНК", - сказал он. Зарубежным специалистам останки передали в 2014 году, а результатов исследований ожидают до конца 2015 года.

По его словам, найденный скелет был похоронен с соблюдением ритуалов. "Это взрослый человек. Ему не просто придали характерное эмбриональное положение - его после смерти свернули так, что антропологи удивляются", - добавил ученый.

Сверху тело древнего человека посыпали красной охрой, которая символизирует продолжение жизни. "Погребение имеет округлую форму, в которую уложили покойника. Там же мы нашли угольки, что указывает на небольшой ритуальный костер. В трех метрах от могилы соплеменники умершего вырыли большую яму, и в ней развели настоящий костер - устроили тризну", - отметил профессор.

Интерес к доисторическим обитателям Забайкалья проявляют и ученые из Японии, которые считают сибирских аборигенов своими родственниками и исследуют археологические находки, в том числе, чтобы узнать больше о процессе заселения японских островов.

"Их интересуют все скелеты, найденные в Забайкалье в последние годы (это десяток находок). Они запросили у меня разрешение и на исследование этих останков и весной приступят к их анализу вместе с московскими антропологами", - уточнил археолог.

Комплекс археологических памятников Усть-Менза расположен в урочище при впадении реки Менза в реку Чикой на юго-западе Забайкалья. В начале 1980-х годов его открыли участники Чикойской археологической экспедиции. Усть-Менза объединяет пять основных памятников и десять предварительно разведанных объектов. Здесь найдены самые древние в регионе наконечники стрел, выявлена серия погребений, в том числе одно из древнейших в крае.