22 декабря 2015, 14:22,
обновлено 21 декабря 2014, 15:22

Сибирь зовет: отличным инженером можно стать не только в столице

ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков
Ректор Томского политехнического университета Петр Чубик об уровне подготовки нынешних абитуриентов и о проектах, которые позволяют студентам получать качественное техническое образование

Новая страница 1

В обывательском сознании лучшие отечественные вузы сконцентрированы в двух столицах – Москве и Петербурге. Но страна наша столь же необъятна, сколь широки те возможности, которые она предлагает своим жителям, к которым, к слову, относятся и абитуриенты. К сожалению, мало кому придет в голову мысль, что получить качественное высшее техническое образование, да еще и котирующееся на мировом уровне, можно, например, в Сибири. А зря. Как выяснилось в нашей беседе с ректором одного из старейших вузов России - Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) – Петром Чубиком, это вполне реально.

ТПУ сегодня обладает довольно серьезным потенциалом, сформированным из сочетания старых добрых традиций отечественного инженерного образования, новейшего оборудования для проведения исследований и организации образовательного процесса, налаженных контактов с ключевыми индустриальными предприятиями страны и профессиональной команды преподавателей, включающей в себя немало иностранных специалистов. Вуз является серьезным партнером таких компаний как ПАО "Газпром", ГК "Росатом", АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева", НПО "Микроген", ОАО "Системный оператор ЕЭС", ОАО "РАО Энергетические системы Востока". Среди значимых достижений университета в уходящем году - четвертая строчка в списке лидеров проекта Министерства образования и науки России "5-100", направленного на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. Помимо этого, ТПУ вошел в ТОП-300 престижного рейтинга университетов Times Higher Education и ТОП-500 рейтинга QS. Одним словом, к мнению его ректора нашим читателям прислушаться будет полезно.

Другие новости раздела

абитуриенты и студенты

Петр Чубик: ТПУ сделал сознательный выбор в пользу более качественного набора абитуриентов

"Я не склонен считать отечественных школьников и студентов неконкурентоспособными по сравнению с их зарубежными сверстниками, - рассказывает Петр Чубик. - Почему-то у нас принято принижать уровень подготовки в российских общеобразовательных учреждениях и вузах, посыпать голову пеплом и постоянно обращаться к зарубежным примерам, как правило, абстрактным и не вполне достоверным. Везде есть доля ребят более способных, талантливых, есть средний уровень, всюду есть школьники отстающие, слабенькие. И в России, и в Америке, и в Германии, и в Китае.

Да, реформы последних лет в нашей стране (введение ЕГЭ, профильного обучения и т.д.) меняют портрет современных подростков, но тектонических сдвигов в худшую сторону я не вижу. Напротив, нынешнее поколение в каких-то чертах гораздо конкурентоспособнее, чем предыдущие. Взять хотя бы языковую подготовку: школьников, бегло говорящих на иностранном языке, сегодня гораздо больше, чем в советское время. И еще, не нужно забывать, что всего 25 лет назад наша страна перенесла "клиническую смерть", но выжила и окрепла, во многом принципиально изменилась и вновь стала одним из лидеров, что не всем нравится.

Несколько лет назад наш университет сделал сознательный выбор в пользу более качественного набора абитуриентов. Мы подняли планку минимальных баллов ЕГЭ, с которыми к нам можно поступать, по нашим ключевым предметам – математике, физике, химии, информатике. Поэтому могу сказать, что уровень подготовки абитуриентов, попадающих в ТПУ, из года в год повышается, потому что слабых выпускников школ мы отсекаем еще на входе. Несмотря на демографическую яму и известную проблему с малым количеством выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике (а ведь в ТПУ можно поступить по большинству специальностей только с этим предметом!), в 2015 году у нас конкурс был выше, чем в 2014, и, в результате средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов вырос более чем на 5 пунктов, составив 75,6. Среди технических вузов России это лучший результат за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, есть закон сообщающихся сосудов: если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Медалистов, стобалльников и олимпиадников на все российские вузы не хватит, лучшие стремятся поступать в самые лучшие университеты. Томский политехнический является таким, и абитуриенты своим стойким интересом к нашему вузу это подтверждают.

Что касается уровня подготовки по математике и естественным наукам, то результаты наших собственных вступительных испытаний, которые мы проводим в приемную кампанию, свидетельствуют о некотором росте качества подготовки по этим направлениям. Рост этот небольшой, в пределах, быть может, годовых колебаний, но он есть. По математике, например, качество сдачи вступительных испытаний в прошлом году составляло 62,2%, в нынешнем – 66,1%. По физике, было около 43%, сейчас – 50%.

Некоторые проблемы, не скрою, наблюдаются с грамотностью абитуриентов. У нас при Томском политехе есть лицей, в котором учатся ребята 10-11-х классов. Лицей этот очень хорошего уровня, стабильно входит в топ-25 лучших школ страны. В 2015 году выпустил 26 медалистов, десять стобалльников. Так вот, педагоги лицея говорят, что ребята там учатся все как на подбор: и умные, и талантливые, разносторонне развитые, как говорится, и поют, и танцуют. Речь поставленная, выражать свои мысли умеют. А вот на бумагу без ошибок изложить их уже не могут. И поэтому за сочинения получают "отлично" за содержание, а за грамотность – "двойки" и "тройки". Думаю, это, конечно, беда "поколения гаджетов".

Выросло ли за последнее время качество выпускников нашего университета? Цифры говорят, что оно растет. В 2015 году у нас было порядка 700 краснодипломников из примерно 2500 выпускников. Пять лет назад таковых было лишь около 400. Мне могут возразить, что красный диплом – не объективный показатель. Хорошо, давайте возьмем другой – востребованность наших выпускников у работодателей. Она составляет свыше 1,5: то есть, на каждого выпускника ТПУ имеется полторы заявки от предприятий. По итогам мониторинга Минобрнауки России, процент трудоустройства выпускников ТПУ составляет 95%, по этому параметру мы занимаем шестое место в стране.

Конкурс в ТПУ тоже постоянно повышается. Назову лишь несколько наиболее востребованных направлений. Например, "Электроника и наноэлектроника": в 2014 году конкурс составлял 12,1 человека на место, в 2015 – уже 14,5. "Прикладная математика и информатика": 9,3 и 14,25 соответственно. "Автоматизация технологических процессов и производств": 7,49 и 11,6. В целом по вузу в 2015 году конкурс на программы бакалавриата и специалитета составил 8,4 человека на место, тогда как в 2014 году он был 5,38.

Количество олимпиадников (победителей и призеров Олимпиад школьников) у нас тоже растет. В 2014 году мы приняли 65 человек, в этом – 72. Опасения, что в процессе учебы олимпиадники не подтвердят свои знания, думаю, напрасны. Как правило, все они прекрасно себя проявляют, став студентами. Кроме того, условия приема содержат требование, чтобы у олимпиадников результаты ЕГЭ по профильным предметам, соответствующим профилю олимпиад, были не ниже 75 баллов. Так что, случайные победители к нам не пройдут...

Если говорить о наиболее востребованных среди абитуриентов специальностях, то в их десятку в ТПУ сегодня входят направления подготовки в области биотехнологий, электроники и наноэлектроники, прикладной математики и информатики, информационных систем и технологий, автоматизации технологических процессов и производств. Интересно, что направление "Нефтегазовое дело", которое еще год назад находилось на втором месте по востребованности, в 2015 году оказалось только на шестом. Среди других специальностей, пользующихся спросом - физика, электроника, химические технологии и машиностроение. Думаю, и через пять лет эти направления останутся в списке популярных.

сотрудничество

Исследования и сотрудничество

Учебный процесс в Томском политехническом университете плотно завязан на участии студентов в исследовательской работе, сообщил Петр Чубик. Пять лет назад мы отказались от факультетской системы и создали научно-образовательные институты, объединив в них образовательные кафедры и научные лаборатории. Иначе подготовить грамотного специалиста с исследовательскими компетенциями просто невозможно. ТПУ сегодня трансформируется в университет магистерско-аспирантского типа, и мы ставим цель в ближайшие годы готовить не менее 45% магистров и аспирантов от общего количества обучающихся. Томский политех обладает собственной приличной материальной базой для научно-образовательной деятельности - за последние пять-шесть мы закупили различного оборудования для обучения и исследований на сумму более 2,5 млрд рублей. У нас есть даже собственный исследовательский ядерный реактор – единственный такого типа, находящийся за пределами Москвы.

Но, конечно, мы не замыкаемся в своих стенах и активно взаимодействуем с предприятиями и академическими институтами и в образовательной, и в научной сферах. Сегодня у нас создано семь базовых кафедр: часть из них – на промышленных предприятиях, таких как, например, ЗАО "Сибкабель", АО "Транснефть – Центральная Сибирь", часть – в институтах Сибирского отделения РАН. Планируем эту практику продолжать. В ближайшей перспективе - создание совместных научно-образовательных площадок с Ракетно-космической корпорацией "Энергия", "Уральским оптико-механическим заводом" и другими организациями.

При этом немало внимания уделяется в ТПУ и развитию международной кооперации. Для нас сотрудничество с зарубежными университетами – это не просто пожелание, а необходимое условие развития. Мы работаем с 142 университетами, расположенными в Германии, Франции, Австрии, США, Японии, Великобритании, Австралии, Бельгии, Бразилии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Китае, Ю. Корее и других странах. Среди вузов-партеров ТПУ - Национальный университет Сингапура (12 позиция в рейтинге QS), Федеральная политехническая школа Лозанны (14 позиция в QS), Технический университет Мюнхена (60), Технологический университет Дельфт (64) и др.

Что касается форм такого сотрудничества, то одной из важнейших является постоянный взаимный обмен студентами и преподавателями в рамках программ академической мобильности. За неполный 2015 году обучение или стажировки в зарубежных вузах-партнерах прошли 445 студентов-политехников, 221 зарубежный студент учился или стажировался в ТПУ.  38 наших аспирантов в 2015 году готовили свои диссертации в зарубежных университетах. Сегодня в ТПУ реализуется 13 совместных магистерских программ уровня "DOUBLE DEGREE" совместно с ведущими университетами Великобритании, Франции, Германии, Чехии и других стран.

Кстати, Томский политехнический университет является достаточно востребованной образовательной площадкой и среди иностранных студентов. Их сейчас учится в нашем вузе почти пять тысяч человек из 40 стран мира, и это более 25% от общего количества обучающихся в ТПУ. То есть, мы обладатели одного из самых высоких в нашей стране образовательных экспортных потенциалов.

Если говорить о сложностях в области сотрудничества с зарубежными коллегами, которые могли возникнуть за последние пару лет в связи с изменением мировой политической ситуации, то каких-либо особых проблем тут мы не ощущаем. Научно-образовательная деятельность – сфера довольно консервативная, с точки зрения влияния на нее конъюнктурных политических факторов. Вспомните, ведь и в советские времена связи между учеными Советского Союза и зарубежных стран развивались плодотворно. В нашем университете активно действует Международный научный совет, созданный для экспертизы исследовательских проектов ТПУ. В его состав входят ведущие зарубежные ученые из Германии, Австрии, Швейцарии, Канады и Израиля.  Возглавляет совет Нобелевский лауреат по химии 2011 года, профессор университета Технион (Израиль) Дан Шехтман.  

Более того, недавно мы запустили совместный проект в области информационных технологий с Европейским центром ядерных исследований – знаменитым ЦЕРН. В нашей новой Лаборатории обработки и анализа больших данных (Big Data Analytics and Technologies Laboratory) разрабатывается система хранения метаданных для экспериментов на Большом адронном коллайдере. В 2015-м году на базе Томского политехнического университета начал свою работу и Центр RASA - научный центр, состоящий из шести лабораторий, возглавляемых русскоговорящими учеными, сотрудниками ведущих мировых университетов. Кроме того, сегодня в нашем вузе работает 120 иностранных преподавателей и иностранных сотрудников. А вот два года назад их было всего лишь 17.

Дело в том, что у наших иностранных партнеров есть интерес ко всему, что находится на передовом краю современной науки. Исследования, которые проводятся учеными Томского политехнического, по многим направлениям отвечают этим требованиям, поэтому с нами охотно идут на контакт представители ведущих мировых научно-образовательных центров. В университете сейчас реализуется семь масштабных научных мегапроектов, в эти исследования вовлечены сотни ученых, аспирантов и магистрантов. Создана концентрированная интеллектуальная среда, насыщенная ресурсами и самым современным оборудованием. В немалой степени катализатором успеха являются привлеченные к работе над такими мегапроектами ведущие мировые ученые. Наибольший потенциал, думаю, есть у двух проектов: разработка уникальных материалов для экстремальных условий (Арктика, океан, космос) и разработка новых технологий терапии лечения рака.

Понятно, что в любом современном вузе или НИИ немалое внимание уделяется изучению и созданию технологий так называемого двойного назначения. На мой взгляд, это - сфера прикладных разработок, где существуют, разумеется, свои ограничения и особые режимы. Но они никоим образом не являются тормозом для общего вектора развития взаимополезных и партнерских связей российских ученых с зарубежными коллегами".

Анна ШАТАЛОВА