МОСКВА, 19 мая. /Корр. ТАСС Анна Макарова, Алексей Светозарский/. Неразвитость дорожной сети, соответствующей инфраструктуры и информационных систем не дают автомобильному туризму развиваться и набирать скорость в России, считают опрошенные ТАСС эксперты.
"Самая главная проблема - инфраструктура, в первую очередь, дороги. Если с федеральными трассами ситуация сейчас более-менее нормальная, то местные дороги не всегда позволяют с комфортом доехать до всех интересных точек на маршруте", - заявил член совета межрегиональной общественной организации "Лига караванеров" Вадим Дашук.
Ее представители участвуют в открывшейся 16 мая в Москве выставке "CARAVANEX - Автотуризм 2015", являющейся одним из крупнейших отраслевых событий для отечественных караванеров - туристов, путешествующих в домах на колесах.
Протяженность дорог в РФ, по данным Росстата на конец 2013 года, составляла 1,396 млн км. По этому показателю страна занимала пятое место в мире, уступая США, Индии, Китаю и Бразилии. При этом в рейтинге Всемирного экономического форума от 2013 года по уровню качества дорог РФ занимала 136 место из 144, на постсоветстком пространстве обгоняя только Украину и Молдавию.
Заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев признал, что низкое качество дорог - основное препятствие на пути развития автотуризма. "Я говорю не про большие трассы, а про подъездные дороги к объектам: если к церкви, музею нет нормальной подъездной дороги, это сдерживающий фактор развития туризма", - сообщил он ТАСС.
Путешествие нон-стоп
Тормозит российский автотуризм и малочисленность специализированных средств размещения для автотуристовв. По мнению Дашука, причина тут в отсутствии единых государственных стандартов для кемпингов и "звездной" сертификации /наподобие той, что добровольно проходят отели/, а также системного государственно-частного партнерства в этой области.
"В Европе кемпингами занимаются муниципалитеты, заинтересованные в развитии туризма на своей территории, семейные предприятия, получающие определенные льготы от тех же муниципалитетов", - отметил эксперт.
Представитель Ростуризма, в свою очередь, напомнил, что любая общественная организация, в том числе и "Лига караванеров", самостоятельно может проявить инициативу разработки единых стандартов для кемпингов.
"Можно выйти с инициативой в Росстандарт и заказать себе ГОСТ, пусть они сейчас и носят рекомендательный характер. Есть технический комитет ТК-199, который рассматривает ГОСТы в сфере туризма. Процедура занимает два года: в первый год ГОСТ рассматривается, во второй - утверждается. Мы всячески поддерживаем такие инициативы", - заверил Королев.
По образу и подобию
Принятая в 2011 году федеральная целевая программа / ФЦП/ развития внутреннего и въездного туризма изначально предусматривала строительство в России двух пилотных автотуристических кластеров. В Ростовской области проект не пошел, а вот кластер "Золотые ворота" в Алтайском крае успешно развивается. За прошедшие 3,5 года интерес к созданию автокластеров на своих территориях проявили еще несколько регионов.
"Есть три кластера в Бурятии, кластер в Липецкой области и в других регионах. Третьего августа состоится координационный совет, на котором субъекты презентуют проекты, которые могут финансироваться в рамках второго этапа ФЦП, так называемого этапа тиражирования. Думаю, там будет представлено достаточно автотуристических кластеров", - заявил замглавы Ростуризма.
Дашук отнес создание туркластеров, где учтены потребности автопутешественников, к положительным моментам проведенной чиновниками работы, особо отметив площадки на Алтае и в Сочи.
"Желание ряда субъектов, в частности, Татарстана и Башкирии, развивать караванинг на своей территории я могу только приветствовать", - заявил он ТАСС.
В то же время Королев указал на то, что по-прежнему отсутствует единый проект создания и развития автотуристических кластеров в масштабах всей страны. Ему он видится в виде схемы точек, в которых могли бы останавливаться автопутешественники во время поездок по стране. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень большая работа, требующая, по словам чиновника, провести маркетинговое исследование, определить места, где проходят основные потоки автотуризма, подключить Минтранс, ведомства, связанные с региональным развитием и т.д.
Он не исключил, что будет разработан проект типового автокластера, в котором будет прописано, какие объекты обязательно должны в нем присутствовать. "В принципе, набор этих объектов уже известен. Но в каждом конкретном случае он определяется, с одной стороны, инициативой субъекта, с другой стороны, активностью инвестора. При этом из бюджета вкладывается только треть средств, основное - затраты инвесторов, поэтому им и принимать решение, какие объекты будут построены", - отметил Королев.
Мал золотник да дорог
По данным "Лиги караванеров", в России в настоящее время насчитывается около 2,5 тыс путешественников, использующих дома на колесах, тогда как в Европе к категории автопутешественников относятся 23% от общего турпотока. Только Германию ежегодно посещают более 5,5 млн караванеров и автотуристов.
Несмотря на столь внушительные количественные показатели в отрасли и значительный интерес к России, на поездку по нашей стране ежегодно решается только около 2 тысяч иностранных караванеров.
Дашук считает, что, помимо инфраструктурных проблем, развитию этого направления въездного туризма препятствует визовая система, непривычная для европейцев, живущих в реалиях безбарьерного пространства Шенгена, и невозможность просчитать и спланировать свой маршрут по России в силу слабости инфраструктуры и недостатка специализированной информации для автопутешественников.
Королев также считает, что для развития автотуризма, особенно в окрестностях крупных городов, важна система туристской навигации. "В Московской области, например, появилось очень много указателей на туробъекты. Очень неплохо развита эта система в Алтайском крае, Татарстане. Система навигации - это очень перспективная тема при небольших затратах: даже один указатель уже увеличивает турпотоки и посещаемость музеев и других объектов", - резюмировал чиновник.