14 января 2016, 16:39

Мизулина готовит новые запросы в связи с гибелью таджикского мальчика в Санкт-Петербурге

Председатель комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Сергей Карпов/ ТАСС, архив
Председатель комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина

Смерть таджикского мальчика также затрагивает межгосударственные отношения России с другими странами, отметила сенатор

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина готовит новые запросы в связи со смертью в октябре 2015 года в Санкт- Петербурге таджикского мальчика Умарали Назарова, поскольку полученные ею ответы от ряда ведомств не дают полной картины произошедшего. Об этом сенатор рассказала ТАСС.

Она напомнила, что ею лично и комитетом СФ по конституционному законодательству по поручению Совфеда было направлено в общей сложности шесть запросов, ответы поступили на четыре из них. "Мы пока не получили официального ответа от Следственного комитета на запрос комитета (СФ по конституционному законодательству) и от Генеральной прокуратуры на запрос комитета", - отметила сенатор. "Мы сейчас в комитете подготовили еще ряд запросов, напоминание в Генеральную прокуратуру, в СКР. Следствие ведет Следственное управление СКР по Санкт- Петербургу, мы направляем запрос о ходе расследования", - пояснила Мизулина. "Мы вправе задавать такие вопросы, ибо, к сожалению, отказ в возбуждении уголовного дела имел место, и нам бы не хотелось, чтобы этот трагический факт был расследован формально", - подчеркнула она.

"Совет Федерации очень щепетильно относится ко всему, что связано с детьми", - отметила парламентарий, добавив, что смерть таджикского мальчика также затрагивает межгосударственные отношения России с другими странами.

Оснований отбирать ребенка не было

"Те ответы, которые мы получили, уже дают некоторое представление относительно того, что произошло 13 октября (2015 года) в Санкт-Петербурге", - отметила Мизулина. В частности, по ее словам, причиной для задержания семьи Умарали Назарова стала внеплановая выездная проверка УФМС по Санкт-Петербургу, "поскольку поступила информация, что в нежилой пристройке проживают семьи иностранных граждан", рассказала сенатор. По ее словам, родственники ребенка не имели при себе документов, удостоверяющих их личность, в связи с чем возникли основания для их препровождения в полицию для выяснения личности. Последующая проверка показала, что вся семья мальчика нарушала миграционное законодательство, в том числе мать, срок ее временной регистрации истек в декабре 2014 года.

Тем не менее, подчеркнула Мизулина, "нарушение миграционного законодательства родителями не является основанием для отобрания ребенка у этих родителей". "Не отбирать ребенка, а депортировать вместе с ребенком, помещать мать в тот же реабилитационный центр", - отметила сенатор, добавив, что в Санкт-Петербурге есть "невероятное количество всяких кризисных центров", которые оказывают помощь семьям в трудной ситуации. "Оснований для отобрания ребенка, судя по всему, не было никаких: никто не оспаривал гражданство ребенка и его принадлежность родителям, мать предъявила свидетельство о рождении", - подчеркнула парламентарий.

Действиям полиции нужна правовая оценка

Обстоятельный ответ прокуратуры по Санкт-Петербургу, отметила Мизулина, дает "некоторую информацию относительно оценки правомерности или неправомерности действий сотрудников полиции и УФМС". "Пока окончательно вывод мы не можем сделать, поскольку прокуратура Санкт-Петербурга отменила постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела, назначена комиссионная экспертиза по факту смерти ребенка, и она пока еще не завершилась", - заявила сенатор.

Согласно информации из прокуратуры Северной столицы, "окончательная оценка действий инспектора и представителей УФМС по отобранию ребенка будет дана только после того, как будут сделаны заключения и проведено расследование", отметила Мизулина. При этом, подчеркнула она, "ни в одном ответе нет оценки действий представителей полиции и УФМС", которые, установив личности задержанных, не отдали им ребенка. "Они его признали подкинутым (брошенным) и отправили в реабилитационный центр. Это очень большой вопрос, он остается открытым", - заявил парламентарий и выразила надежду, что в ходе "расследования уголовного дела оценка будет дана". "Я понимаю, что такого рода проверка и расследование очень неприятны и сотрудникам полиции, и УФМС, но это необходимо, чтобы исключить неправомерность действий в будущем", - уверена сенатор.

Много вопросов

"Хотя (полученные) письма изобилуют ссылками на разные якобы имевшиеся заболевания ребенка, но факт остается фактом: он был жив и практически через полдня после того, как был помещен в реабилитационный центр, погиб", - отметила парламентарий. "Тут есть вопросы, надо разобраться, справедливость должна быть восстановлена", - добавила она.

Мизулина надеется, что следствие в ходе комиссионной экспертизы даст ответ и на эти вопросы, поэтому отдельных запросов в Минздрав направлять не предполагается. К тому же, отметила сенатор, ее опыт показывает, что медики склонны выгораживать друг друга, когда возникает подозрение во врачебной ошибке, повлекшей тяжелые последствия.

Следствие может затянуться

Несмотря на прописанные в законе сроки ответов на сенаторские запросы (30 дней), процесс получения информации по запросам Совфеда может затянуться на длительное время.

"Не будем забывать, что здесь уголовное дело", - отметила сенатор, добавив, что по ее опыту, только комиссионная экспертиза может длиться до полугода. "Мы будем это мониторить постоянно", - заявила Мизулина, напомнив, что ее комитету дано такое поручение Советом Федерации. "В весеннюю сессию мы должны доложить (об итогах). Когда мы будем иметь полную информацию, тогда будем готовить соответствующее письмо и докладывать Совету Федерации". Парламентарий не исключила, что после расследования смерти Умарали Назарова могут быть внесены поправки в действующее законодательство.

Пятимесячный Умарали Назаров скончался 13 октября в Санкт-Петербурге после того, как при задержании его матери Зарины Юнусовой за нарушение миграционного законодательства его забрали у родственников и отправили в детскую больницу им. Цимбалина, где мальчик скончался спустя несколько часов. Возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Позже суд вынес решение о выдворении из России Зарины Юнусовой.