27 февраля 2016, 20:10

Ректор института имени Пушкина: русский язык за последние сто лет не стал беднее

"Язык развивается, живет, в нем появляются новые слова, грамматические категории, а какие-то пропадают", - сказала Маргарита Русецкая

ЖЕНЕВА, 27 февраля. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Русский язык за последние сто лет не стал беднее, и не стоит винить интернет и соцсети в негативном влиянии на него. Такую точку зрения высказала сегодня в беседе с корреспондентом ТАСС ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

"Говорить о том, что сегодня язык стал хуже, чем, например, 100 лет назад, абсолютно неправильно. Язык развивается, живет, в нем появляются новые слова, грамматические категории, а какие-то пропадают. Это нормальные языковые процессы", - сказала она.

Отвечая на вопрос корр. ТАСС, не засоряется ли русский язык в связи с развитием интернета и соцсетей и не стал ли он беднее по сравнению с языком Пушкина, Русецкая отметила: "Не совсем, наверное, правильно и корректно сравнивать литературный язык Пушкина с языком повседневного общения". "Когда мы говорим о повседневном общении или даже публичном и деловой общении, то это - функционирование языка в устной форме. У устно-речевой формы - другие характеристики качества языка, - пояснила ректор.- Мы не можем говорить письменным языком, так как это будет смешно и неправильно".

Что касается устного языка, то "наша речь очень зависит от текущего времени, так было всегда во все времена". "Мы не склонны обвинять интернет и соцсети в том, что они разрушают язык, - отметила Русецкая. - Мы рассматриваем это явление с лингвистической точки зрения". В дополнение к устно-речевой и письменно-речевой коммуникации "теперь возникает дисплейная коммуникация со своими ресурсами, правилами и форматами", подчеркнула собеседник агентства. "То, что абсолютно логично в дисплейных текстах, невозможно использовать ни в классической письменной, ни в устной речи. Но тем не менее это очень хорошие инструменты. Это, в частности, эмодзи, смайлики, картинки и аудиофайлы, которые можно прикреплять и передавать", - отметила она.

Дисплейная коммуникация нуждается в изучении. "Если раньше ребенка нужно было учить устной и письменной речи, то теперь еще нужно учить и правильной дисплейной коммуникации", - заключила Маргарита Русецкая.

Ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина принимала участие в проходившем в субботу в Женеве международном форуме "Система обеспечения изучения русского языка: история и современность". Конференция собрала более 100 преподавателей-русистов из 14 стран Европы.