16 мая 2016, 22:10

Старшему в роду Романовых князю Димитрию Романовичу исполнилось 90 лет

Князь Ростислав Ростиславович Романов, граф Петр Петрович Шереметев и князь Дмитрий Романович Романов с супругой Доррит (слева направо). Константин Лейфер/ ТАСС, архив
Князь Ростислав Ростиславович Романов, граф Петр Петрович Шереметев и князь Дмитрий Романович Романов с супругой Доррит (слева направо)

В минувшем году Димитрий Романович впервые посетил Крым после того, как полуостров вновь вошел в состав России

КАНН, 17 мая. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Старший в роду Романовых князь Димитрий Романович отмечает во вторник свое 90-летие. Праправнук по прямой линии императора Николая I, он родился 17 мая 1926 года в расположенном близ Канна Антибе, где находились в эмиграции его родители.

Князь императорской крови

"Встречаю этот день с мыслями о России, о моих близких", - сказал ТАСС глава семьи Романовых, принимая поздравления. Его отец, князь императорской крови Роман Петрович, офицер русской армии в период Первой мировой войны, был вынужден покинуть крымский берег весной 1919 года и разделить судьбу эмигрантов.

Оставить родные берега изгнанников вынуждало приближение фронта Гражданской войны. Роман был сыном великого князя Петра Николаевича, главы инженерных войск империи, и великой княгини Анастасии Николаевны, дочери короля Черногории. Да и царю Николаю II он приходился не только троюродным братом, но и крестником.

"В Антибе в домашней церкви отец венчался с моей матерью Прасковьей Дмитриевной, урожденной графиней Шереметевой", - рассказал Димитрий Романович. Его дед по материнской линии Дмитрий Сергеевич Шереметев, был близким другом государя Николая II еще с детских лет.

"Отцу было 22 года, когда он расставался с Россией, - рассказал князь. - С борта корабля он смотрел, как отдаляется родной берег". Димитрий Романович выразил сожаление, что "родителям так и не довелось вернуться в Россию, но наполненная в Крыму русской землей бутылка оставалась с ними всюду, куда бы они ни переезжали".

Дом Романовых. Досье

Родные берега

В минувшем году Димитрий Романович впервые посетил Крым после того, как полуостров вновь вошел в состав России. "Я постоянно вспоминаю эту поездку к родным берегам, встречи в Ливадийском дворце, Дюльбере, Севастополе и радуюсь тому, что Крым снова русский", - сказал он.

До Первой мировой войны и других испытаний, выпавших на долю России, жизнь Романовых была поделена между Северной столицей и Крымом. "Зимние месяцы семья проводила в Санкт- Петербурге, а летом переезжала в Крым, в фамильный замок Дюльбер", - рассказал Димитрий Романович.

Его отец был дружен со старшими детьми царя не только в силу родственных уз, но и возраста. Незадолго до войны, в 1911 году по просьбе царицы в крымском дворце Дюльбере устроили бал. Открывали его Роман и великая княжна Ольга, старшая дочь государя.

На фронт Первой мировой Роман отправился сразу после производства в офицеры - служил в саперном батальоне и в ставке. Когда его представили за отвагу к боевой награде, из списка поручика Романова вычеркнул верховный главнокомандующий. "Романов - Романову - так не годится", - объяснил племяннику свое решение великий князь Николай Николаевич.

Быть полезным России

В эмиграции Роман Петрович воспитал детей так, как стремился жить сам - "всецело в русском духе". "После вторжения в Россию германских захватчиков отец, как большинство русских патриотов, следил за военными действиями сначала с трепетом, а когда приближалась победа, с радостью", - отметил князь.

"Ни я, ни остальные Романовы не претендуем ни на что - только на право быть полезными России", - подчеркнул Димитрий Романович. Родившийся во Франции, он провел затем много лет в Италии, Египте, работал в Дании в штаб-квартире старейшего датского банка. По поручению старшего брата - Николая Романовича, он создал в начале девяностых благотворительный фонд семьи, чтобы опекать детские дома, больницы, сохранять русское культурное наследие. В этой работе ему помогает княгиня Феодора Алексеевна (урожденная Доррит Ревентлов), происходящая из старинного датского графского рода.

Одной из вех в процессе возвращения истории стало перезахоронение в июле 1998 года в Санкт-Петербурге останков Николая II и членов императорской семьи. По поручению семьи, князь участвовал тогда в первой части траурного церемониала в Екатеринбурге.

Париж спасли русские

Именно Димитрию Романовичу родные доверили тогда сопровождать прах царственных мучеников из уральской столицы на берега Невы. Он, таким образом, первый и последний из Романовых, кто прежде, чем гробы были запечатаны, видел останки императора и императрицы, великих княжен Ольги, Татьяны и Анастасии.

В минувшем году, по инициативе Димитрия Романовича, в Россию из Канна был перенесен прах первого верховного главнокомандующего русской армией, великого князя Николая Николаевича и великой княгини Анастасии Николаевны, урожденной черногорской принцессы. Поминальные службы прошли в Канне и кафедральном соборе вооруженных сил Франции - Церкви Святого Людовика на территории исторического Дома Инвалидов.

"Впервые в истории в главном воинском соборе Франции отпевали русского военачальника", - отметил старший в роду Романовых. Во Франции не забыли, что в первые недели Первой мировой войны досрочное наступление русской армии на своем фронте фактически спасло Париж, заставив немецкое командование разомкнуть кольцо на Марне, чтобы перебросить войска на восток.

В последний день апреля 2015 года прах великокняжеской четы был захоронен в часовне на территории Братского воинского кладбища в Москве. "В момент кончины Николая Николаевича в январе 1929 года не было возможности исполнить его желание - упокоиться в России рядом с солдатами, сражавшимися под его началом, - отметил Димитрий Романович. - И вот это время настало".

Ранее по инициативе князя в 2006 году в Россию был перенесен из Дании прах матери Николая II императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. "Мария Федоровна, умершая в эмиграции, всегда желала быть похороненной рядом со своими родными в России, - отметил старший в роду Романовых. - Исполнить ее волю оказалось возможным уже в новые времена, на основе договоренности королевы Дании Маргрете II и президента России Владимира Владимировича Путина. Наша семья глубоко благодарна им за это решение".

В конце 2015 года Государственный архив РФ передал останки цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии Николаевны на хранение в Новоспасский монастырь в Москве. "Я надеюсь, что этот шаг приближает нас к долгожданной церемонии достойного погребения детей Государя, которых Русская православная церковь признала Страстотерпцами", - отметил князь Романов. С тех самых пор, как в семье узнали об обнаружении почти девять лет назад под Екатеринбургом останков наследника и великой княжны, родные постоянно стремились к проведению их христианского захоронения в соборе Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге рядом с родителями и сестрами.

"Тот факт, что останки нашли на Коптяковской дороге, склонял нас с самого начала верить в их подлинность, - отметил Димитрий Романович. - В нашей семье поэтому давно согласились с выводами следствия и генетической экспертизы".

По мнению князя, у того, кто судил иначе, было время обосновать возражения. "Но, как мы видели, фактов у оппонентов не нашлось", - сказал он. Старший в роду Романовых повторил слова, сказанные по этому поводу его покойным братом, многолетним главой и историографом семьи князем Николаем Романовичем. "Кому-то всегда не будет хватать информации, но это желание быть уверенным на 101 процент, - заметил он. - Для нас же достаточно уже имеющихся доказательств".

Как считает князь Романов, отдав долг жертвам трагедии, Россия сможет поставить точку в драме, разделившей почти столетие назад общество на белых и красных. "Петербургская церемония предназначена не для того, чтобы судить "за" и "против", - полагает он. - Она поможет окончательно перевернуть трагическую историю, чтобы объединить всех россиян и идти вперед. Бог даст, так и будет".

О князе Димитрии Романовиче

Родился 17 мая 1926 года в Антибе (Франция), где находились в эмиграции его родители. Историк, писатель. Праправнук по прямой линии императора Николая I. Возглавляет Объединение членов рода Романовых. Отец - князь Роман Петрович (1896-1978 гг.), троюродный брат и крестник царя Николая II, участник Первой мировой войны. Роман Петрович стал последним в Российской Империи кавалером Ордена Святого Андрея Первозванного, которым был пожалован по праву рождения. Мать - княгиня Прасковья Дмитриевна (1901-1980 гг.), дочь графа Дмитрия Сергеевича Шереметева, флигель-адъютанта и одного из ближайших друзей царя Николая II.

Учился и работал во Франции, Италии, Египте, Дании. В начале 90-х создал гуманитарный "Фонд Романовых для России", чтобы оказывать поддержку российским детским больницам и домам ветеранов. Князь Романов - автор трудов по истории европейской системы орденов. Помимо родного - русского, князь говорит еще на семи языках: французском, английском, немецком, итальянском, датском, сербско-хорватском и арабском.

После кончины в сентябре 2014 года старшего брата, князя Николая Романовича обязанности главы семейного объединения Романовых перешли к Димитрию Романовичу. Женат на княгине Феодоре Алексеевне, урожденной датской графине Доррит Ревентлов.