Госдума приняла в основном чтении законопроект, ограничивающий деятельность коллекторов

Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко и спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин . Петр Ковалев/ ТАСС
Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко и спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин

Законопроект, принятый в первом чтении 12 апреля 2016 года, был внесен в Госдуму спикерами обеих палат парламента Валентиной Матвиенко и Сергеем Нарышкиным

МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Депутаты Госдумы на пленарном заседании в пятницу приняли во втором (основном) чтении законопроект, ограничивающий действия коллекторов, с новым названием "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности".

Также в пятницу принят во втором чтении пакет законопроектов-спутников, предполагающих необходимые изменения в Налоговый кодекс (НК РФ) и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Законопроект, принятый в первом чтении 12 апреля 2016 года, был внесен в Госдуму спикерами обеих палат парламента Валентиной Матвиенко и Сергеем Нарышкиным в февраля, после серии материалов в СМИ о грубых нарушениях, допускаемых коллекторами при "выбивании" долгов из граждан.

Чего хотели авторы

Документ регламентирует работу коллекторов при взыскании долгов. Предполагается, что регулирование и контроль над этой деятельностью будет осуществлять орган, уполномоченный правительством, он же будет вести реестр коллекторских агентств. Однако данный уполномоченный орган еще не определен. По словам главы думского комитета по финрынку Николая Гончара, который тоже является соавтором законопроекта, определиться с этим вопросом необходимо до конца текущего года.

Согласно законопроекту, пошлина за организацию коллекторской деятельности вырастет в 10 раз - с 10 тыс. до 100 тыс. рублей. Штраф за нарушение регламента взаимодействия взыскателя с должником в случае принятия законопроекта будет увеличен в 10 раз - до 2 млн рублей.

Документ запрещает коллекторам причинять вред должнику, применять физическую силу или угрожать этим, угрожать убийством или причинять вред здоровью, уничтожать или повреждать имущество должника, оказывать психологическое давление, используя выражения и действия, унижающие честь и достоинство должника.

Кроме того, коллекторам запрещается раскрывать сведения о должнике и его долге третьим лицам.

Устанавливается максимальное количество звонков, смс-сообщений должнику в течение дня, недели, месяца и т.п. Так, не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22 до восьми часов и в выходные дни с 20 до девяти часов по местному времени.

Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, а общаться по телефону - более одного раза в сутки, либо двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Также устанавливается обязанность коллектора в начале разговора называть свои ФИО и должность, в том числе и в смс и других сообщениях должнику.

При этом должнику предоставляется право отказаться от общения с указанными лицами.

Законопроект устанавливает требования к сотрудникам, имеющим право взаимодействовать с должником. Так, общаться с должниками запрещается лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за преступление против личности, преступление в экономике или преступление против госвласти или общественной безопасности.

По словам Гончара, важным пунктом в законопроекте является внедрение термина "профессиональный взыскатель", который в существующем законодательстве отсутствует.

Что добавили

Ко второму чтению проекта закона поступило более 180 поправок. Комитет Госдумы по финансовому рынку (профильный комитет) несколько раз снимал с повестки дня своих заседаний второе чтение законопроекта из-за большого числа поступивших поправок и разногласий по некоторым положениям. Таким образом, чтобы рекомендовать законопроект ко второму чтению и обсудить все поступившие поправки, комитету по финрынку потребовалось более пяти заседаний.

Согласно поправке правительства, взаимодействие с должником вправе осуществлять лицо, действующие в интересах или от имени кредитора только в том случае, если оно является кредитной организацией или осуществляет деятельность по возврату просроченной задолженность в качестве основного вида деятельности и есть в государственном реестре.

Это означает, что микрофинансовым организациям и ломбардам запрещается общение с должниками по возврату просроченной задолженности.

Также предлагается уточнить, что прописанные в законопроекте нормы распространяются исключительно на физических лиц, имеющих просроченную задолженность по потребительским кредитам, и не распространяются на ИП, имеющих задолженность по кредитам на предпринимательскую деятельность.

Из принципиальных поправок ко второму чтению можно отметить ограничение сроков начала общения коллектора с должником. Так, коллектор имеет право начинать общение с должником не ранее чем через четыре месяца с даты начала просроченной задолженности.

В случае, если гражданин напишет отказ от взаимодействия с коллектором, кредитор может обратиться в суд для решения вопроса о взыскании задолженности. После вступления в силу решения суда заемщику предоставляется еще 2 месяца на принятие решения либо о взаимодействии с коллектором, либо о взыскании задолженности через судебных исполнителей.

Одобрена поправка, согласно которой нормы законопроекта распространяются на просроченную задолженность в сфере ЖКХ, капремонта и связь только в том случае, если она передана профессиональным взыскателям и не регулируется другим законодательством.

Кроме того, ко второму чтению внесена поправка, запрещающая скрывать информацию о номере телефона или адресе электронной почте, с которых осуществляются звонки или направляются сообщения должнику, а также скрывать информацию об отправителе сообщения.

Рынок взимания долгов изменится с нового года

В случае принятия данного законопроекта в третьем чтении, положения, касающиеся поведения коллекторов при общении с должниками, вступают в силу с 1 января 2017 года.

Положения НК РФ об уплате госпошлины за регистрацию коллекторской деятельности, а также положения КоАП о штрафах за нарушения данного законопроекта тоже вступают в силу с 1 января 2017 года.

При этом данный законопроект не распространяется на заемщиков, имеющих обязательства перед банками Крыма и Севастополя, действие которых прекращено Нацбанком Украины. Эти правоотношения регулируются отдельным законом.