26 ноября 2014, 14:58
Мнение
Колебания курса рубля

Почему рубль должен плавать

У Банка России в текущих условиях по сути нет другого выбора, кроме как постепенно снижать свое воздействие на курс и увеличивать тем самым эффективность своей процентной политики

В том или ином виде привязка курса национальной валюты к резервным валютам существует в очень многих странах. Плавающий курс является в этом смысле более редким явлением.

Однако если судить по объему торгов, то картина меняется. Можно заметить, что жесткий курс свидетельствует о низкой ликвидности валюты и сравнительно небольших объемах торгов.

В таких условиях внезапная атака спекулянтов может привести к резким скачкам валюты, что является негативным явлением для населения и бизнеса. Центральные банки, опасаясь подобных действий спекулянтов, пытаются при помощи интервенций ограничить колебания курсов.

Однако эти действия не всегда достигают желаемого эффекта. Так, зачастую бывает очень сложно определить, является ли конкретное изменение курса спекулятивным или вызвано фундаментальными экономическими причинами. В последнем случае регулятор при помощи интервенций сможет лишь на время скорректировать динамику валюты. При этом резервы будут потрачены безвозвратно.

Минус той или иной привязки курса, помимо истощения резервов ЦБ, заключается в том, что это влечет за собой перекрытие (в большей или меньшей степени) канала процентных ставок. Управлять и тем и другим одновременно невозможно.

Таким образом, фиксируя курс национальной валюты, регулятор фактически импортирует чужую денежно-кредитную политику. Иными словами, если курс национальной валюты зафиксирован, то процентные ставки на рынке устанавливаются уже независимо от регулятора, исходя из рыночного равновесия и условий арбитража доходностей внутри страны и за рубежом.

Центральный банк, конечно, по-прежнему может менять по своему усмотрению краткосрочную политическую ставку, однако воздействовать на рыночные ставки она уже не будет. В таких условиях выполнение основных задач регулятора - обеспечение ценовой стабильности и сглаживание деловых циклов - будет затруднено.

Если говорить о Банке России, то у него в текущих условиях по сути нет другого выбора, кроме как постепенно снижать свое воздействие на курс и увеличивать тем самым эффективность своей процентной политики (коль скоро заявлен переход к режиму таргетирования инфляции).

Вообще, надо сказать, что Центральный банк России весьма последователен в своем переходе к режиму инфляционного таргетирования. Курсовой коридор планомерно расширялся в течение последних лет. С 10 ноября 2014 года ЦБ наконец официально "упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины (операционный интервал) и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами", как говорится в релизе регулятора.

Решение это абсолютно правильное и последовательное. Оглядываясь назад, можно сказать, что эффективнее было бы сделать такой шаг еще в январе, когда рубль был значительно крепче. Однако тогда мало кто мог спрогнозировать такое драматическое развитие геополитической ситуации, которому мы стали свидетелями. В текущих условиях в пользу решения говорит и то, что проводить сейчас крупномасштабные интервенции значило бы играть против рынка и фундаментальных факторов – таких, как снижение цены на нефть, например. Резервы растаяли бы на глазах.