Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Восторг и приговор: "Большая книга" как диагноз отсутствия новых лиц в русской литературе

7 декабря 2016, 7:30 UTC+3 Мильчин Константин
Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович (слева направо) на церемонии вручения "Большой книги"

Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович (слева направо) на церемонии вручения "Большой книги"

© Михаил Джапаридзе/ТАСС
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

Закончен 11-й сезон литературной премии "Большая книга". В России она самая богатая: победитель получает три миллиона рублей, второе место — полтора, третье — миллион. Первый приз получил Леонид Юзефович за документальный роман "Зимняя дорога", второй — Евгений Водолазкин за вполне традиционный роман "Авиатор", на третьем месте Людмила Улицкая с "Лестницей Якова".

Можно спорить о втором и третьем местах. Что "Авиатор" Водолазкина хуже его же "Лавра". Что история человека из невыносимо прекрасного Петербурга 1900-х, которого в рамках эксперимента заморозили в ГУЛАГе и разморозили в невыносимо контрастном Петербурге 1990-х, искусственная и читается только потому, что Водолазкин столь умел, что даже средний роман у него выходит хорошо. Или что Людмила Улицкая в "Лестнице Якова", вставляя в роман реальную историю своего деда, повторяет тот же прием, что и в романе "Даниэль Штайн, переводчик".

Да, возможно, список призеров только бы выиграл, если бы в него вошел роман Алексея Иванова "Ненастье" — бандитская сага об Урале и одновременно попытка объяснить, как устроена Россия. Но премии не любят Алексея Иванова. По итогам голосования он финишировал четвертым.

Гораздо сложнее возразить что-то насчет победителя. "Зимняя дорога" — это книга, которую вот уже больше года (а вышла она в прошлом сентябре) читают, обсуждают и нахваливают. А сам Юзефович относится к числу несомненных и неоспоримых величин нынешней русской литературы. За 40 лет писательства и за 15 лет славы (в 2001 году детективный роман "Князь ветра" о сыщике Путилине получил "Национальный бестселлер") Юзефович ухитрился не нажить армию врагов. А это неизбежная свита для любого успешного писателя.

При этом Юзефович пишет про очень привлекательный для ненавистников материал: про историю. О которой у каждого есть свое суждение и за которую сейчас люди готовы поубивать друг друга. Более того, Юзефович пишет о самых конфликтоемких сюжетах. Документальный "Самодержец пустыни" рассказывает о Гражданской войне, "Журавли и карлики" — о девяностых и даже конкретно о событиях 1993 года.

Наверное, все дело в том, что Юзефович не дидактичен, не навязывает никому свою концепцию исторического развития, а просто рассказывает о событиях, которые до этого никто не описывал, извлекает из полотна истории героев, про которых до этого не говорили или говорили недостаточно.

В "Зимней дороге" снова Гражданская война в России, ее последний эпизод. В европейской части страны давно все закончилось, а на краю мира, в Якутии, бьются два последних героя — красный командир, анархист Строд, и белый генерал Пепеляев: "На исходе Гражданской войны, в мире, где самый грозный враг — не противник, а мороз, красные и белые уже не питали ненависти друг к другу и постоянно предлагали друг другу сдаться. Никому не хотелось убивать таких же русских людей, как они сами". И нет правильных и неправильных, а есть два персонажа, судьбы которых прямо идеальный срез всей российской истории.

"Русский Букер" — главный конкурент "Большой книги", хоть нигде публично официальные лица премий об этом не говорят. Победителя "Букера", роман Петра Алешковского "Крепость", уже успели растащить на цитаты и метафоры, покритиковать за сложный барочный стиль, где красок слишком много.

У Юзефовича никакого барокко, практически конструктивизм, ни одной лишней детали, метафоры по карточкам, стиль изложения скупой, зато ясный, читать легко и приятно. Некорректно сравнивать обычный роман и документальный? Литература меняется, нон-фикшен теперь полноправная часть прозы, так что вполне корректно. "Зимняя дорога" — это настоящая литература, которая получила абсолютно заслуженную награду.

Но все же сомнение гложет: вся троица победителей уже выигрывала "Большую книгу". Бронзовый призер Людмила Улицкая была первой с романом "Даниэль Штайн, переводчик" в 2007-м, Евгений Водолазкин побеждал три года назад с "Лавром". И еще в коротком списке обладатель второго места 2010 года Александр Иличевский. Все те же, все там же, в том же декабре. Никаких новых лиц. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться