МОСКВА, 4 октября. /ТАСС/. Решение ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП) возможно только в контексте общей военно-политической разрядки в регионе. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов в интервью южнокорейскому информагентству "Ёнхап".
"Пауза в шестисторонних переговорах, увы, продолжается уже седьмой год, и когда их удастся возобновить, пока сказать сложно, - сказал он. - Для этого мы предложили их участникам подумать о новых подходах к урегулированию ЯПКП".
"Сразу скажу, признание де-факто ядерного статуса КНДР для нас категорически неприемлемо, это просто несовместимо со статусом России как одного из архитекторов и депозитариев ДНЯО", - подчеркнул Моргулов.
По словам дипломата, "нужно правильно понять первопричины возникновения ядерной проблемы". "В начале девяностых годов прошлого века КНДР осталась фактически "один на один" с военными альянсами США с Республикой Корея и Японией, не скрывающими своего, мягко говоря, недружественного отношения к Северной Корее, - напомнил он. - На наш взгляд, именно опасения за свою безопасность лежали в основе "ядерного выбора" руководства КНДР в начале 1990-х годов".
Необходимость "военно-политической разрядки"
Моргулов выразил мнение, что "реальное решение (проблемы) возможно только в контексте общей военно-политической разрядки в регионе Северо-Восточной Азии, что подразумевает формирование надежных гарантий безопасности всех расположенных здесь государств, включая КНДР".
"Это исключит саму потребность Пхеньяна в обладании оружием массового поражения, - добавил он. - Убеждены, что такая модель не только наиболее достоверно отражала бы региональные реалии, но и полностью лежала бы в русле международных усилий по укреплению режима ядерного нераспространения. Будем продолжать последовательно разъяснять наш подход остальным участникам шестистороннего процесса".
Трехсторонние проекты с участием России, Южной и Северной Кореи вполне возможны
Проекты с участием России, Южной и Северной Кореи вполне реалистичны, от трехстороннего сотрудничества все только выиграют, считает Моргулов.
"Россия неизменно заинтересована в налаживании взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия на Корейском полуострове, основой для которого могла бы послужить реализация трехсторонних энергетических и транспортных проектов", - сказал он.
Дипломат отметил, что главным приоритетом является завершение проекта Хасан-Раджин, который изначально задумывался как пилотная часть программы соединения Транскорейской железной дороги с Транссибом в целях ускорения транспортировки контейнерных грузов из Азии в Европу и в обратном направлении. "Успех на железнодорожном направлении послужил бы стимулом для продвижения электроэнергетической и других трехсторонних проектов, - пояснил он. - Приветствуем инвестиционное участие, в том числе южнокорейских деловых кругов, в этих начинаниях".
По словам Моргулова, существенным сдерживающим фактором в реализации совместных программ по-прежнему остается непростая военно-политическая обстановка на Корейском полуострове, порой скатывающаяся к опасной грани военной конфронтации между Югом и Севером.
"В то же время в современной мировой истории можно найти немало примеров успешной реализации крупномасштабных международных проектов, участники которых сумели подняться над политическими и идеологическими барьерами и сконцентрироваться на решении практических задач, связанных с обеспечением стабильного развития", - указал замглавы МИД РФ.
"Кстати, в Пхеньяне к такому взаимодействию готовы, - сообщил Моргулов. - Северокорейцы неоднократно подтверждали заинтересованность в реализации трехсторонних экономических проектов на территории полуострова. Одним словом, предпосылки для взаимовыгодного интеграционного взаимодействия налицо. Главное, повторю, отказаться от зашоренности".