МОСКВА, 25 июля. /ТАСС/. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что при действующей политике стран Евросоюза и НАТО шансы на реализацию минских соглашений в срок уменьшаются.
"При нынешней политике Запада - стран НАТО, стран Европейского союза - шансы на реализацию минских соглашений в срок, к сожалению, не увеличиваются, а уменьшаются", - заявил сенатор в интервью, опубликованном в понедельник в газете "Известия".
Исполнение договоренностей возможно только в случае, "если Западом Киеву будет сказано, что неисполнение минских соглашений в срок приведет к санкционным последствиям для Украины", "если будет сломана нынешняя модальность действий Запада, по которой за любое неисполнение минских соглашений ответственность возлагается только на Россию", пояснил парламентарий. "Пока этого не происходит, Киев имеет свободу рук, чтобы откровенно саботировать минские соглашения", - отметил он.
По мнению Косачева, "у украинского руководства, к сожалению, нет заинтересованности в выполнении минских соглашений". Он отметил, что и у России, и у ЕС есть заинтересованность в реализации минских соглашений, в то время как для Украины "в вопросе реализации минских соглашений есть свои плюсы и свои минусы".
Участники контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе 12 февраля 2015 года подписали в Минске ранее согласованный с главами стран "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция и Украина) Комплекс мер по выполнению минских соглашений.
Документ, в первую очередь, предусматривает всеобъемлющее прекращение огня и отвод тяжелых вооружений в целях создания в регионе зоны безопасности шириной не менее 50 км. Проведение конституционной реформы и децентрализация власти на Украине также являются одними из основных положений данного документа. Указывается, что обновленный основной закон должен вступить в силу к концу текущего года. Комплекс мер предполагает проведение в районах с особым статусом местных выборов, согласованных с представителями региона и соответствующих стандартам ОБСЕ.
Совет Россия - НАТО в нынешнем виде малоэффективен
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что в нынешнем виде Совет Россия - НАТО (СРН) малоэффективен и, скорее, похож на механизм консультаций, а не на Совет.
"Лучше такой механизм, чем никакого - в этом нет никаких сомнений. Но в нынешнем виде, конечно же, он малоэффективен", - заявил он.
Косачев напомнил, что СРН создавался на других началах, которые, по его мнению, "умерли в момент первого его заседания". "Потому что создавался он на принципах равенства: не 1 + 28, а 29 равных участников, где каждая сторона имеет право на свою собственную позицию, не обязательно совпадающую с позицией НАТО", - пояснил парламентарий.
"Если бы даже не как механизм принятия решений, но хотя бы как дискуссионный клуб он стал в таком виде работать, если бы Россия там разговаривала с национальными государствами: США, Турцией, Польшей, Эстонией, с кем бы то ни было еще, может быть, тогда бы появилась перспектива реального диалога", - уверен сенатор. "Сейчас это все равно механизм контактов между Россией, с одной стороны, и НАТО - с другой. Это обычный механизм консультаций, но это не Совет", - констатировал он.
Заседание Совета Россия - НАТО прошло 13 июля в Брюсселе. Как заявил генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, на заседании, носившем "открытый, честный и полезный характер", стороны обсудили урегулирование кризиса на Украине, снижение рисков военных инцидентов в мире, а также ключевые итоги саммита НАТО. Саммит состоялся 8-9 июля в Варшаве, на нем было принято решение о размещении в странах Балтии и Польше четырех многонациональных батальонов.
Позиции РФ и США по определению террористических группировок в Сирии сблизились
Позиции России и США по вопросу о группировках в Сирии, которые следует считать террористическими, сближаются, считает Косачев.
"Они (позиции США и РФ - прим. ТАСС) еще не сблизились, но на эту тему идет содержательный разговор, которого не было раньше, - отметил Косачев. - Раньше нам предлагалось по определению принять ту классификацию событий, которая удобна Соединенным Штатам и их союзникам. Все то, что Россия предлагала на встречном курсе, не рассматривалось, отвергалось. Сейчас идет сверка фактов, сверка суждений, списков".
Парламентарий подчеркнул, что это очень сложный процесс. "Любая двусмысленность в вопросах, насколько действующие власти в Сирии являются законными или незаконными, какие группировки можно относить к умеренной оппозиции, а кого нужно относить к злостным террористам, будет воспроизводить предпосылки к продолжению нынешней трагедии Сирии", - сказал политик, комментируя недавний авиаудар со стороны коалиции США по поселку Манбидж в Сирии, жертвами которого стали по меньшей мере 10 человек.
"У действий России в этом смысле и юридической, и моральной, если хотите, чистоты на порядок больше, потому что мы не вмешиваемся во внутренние дела Сирии. Мы не занимаем здесь какую-либо сторону, а четко преследуем цель противодействия терроризму. Те, кто воюет в Сирии в рамках коалиции во главе с США, не скрывают, что у них целей гораздо больше, и одна из них - это смена власти. Здесь принципиальная разница между действиями нашими и действиями наших потенциальных, но совершенно точно пока не реальных партнеров", - сообщил Косачев.
Председатель комитета также заявил, что в ходе недавней встречи президента России Владимира Путина и госсекретаря США Джона Керри были достигнуты определенные и конкретные договоренности по сирийскому треку. "Но они пока находятся в стадии дошлифовки, чтобы быть реализованными на практике - там очень много дополнительных деталей. Поскольку есть общая договоренность никакие детали не разглашать, позвольте мне этого тоже не делать", - сказал политик. Он также отметил, что в принципиальной позиции РФ относительно наземной операции нет никаких изменений, "наземная операция реализуется исключительно Вооруженными силами Сирии".
14 июля президент Владимир Путин принял в Москве госсекретаря Джона Керри, на следующий день Керри провел переговоры с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
Иммиграционная политика в ЕС должна стать более избирательной
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что иммиграционная политика в Европе, в частности, во Франции, должна стать более избирательной.
"Очевидно, она должна быть более избирательной", - заявил сенатор, отвечая на вопрос, может ли измениться иммиграционная политика в Европе. По словам Косачева, страны Евросоюза "находятся в плену у собственных гуманитарных либо гуманистических установок".
"Эти установки вызывают искреннее уважение, потому что европейцы действительно пытаются помочь тем, кто реально нуждается в их помощи", - отметил он. При этом, по мнению сенатора, "очевидно, что европейским гуманизмом злоупотребляет все возрастающее число людей, которые не находятся под угрозой, а просто улучшают свои бытовые, социальные, экономические, политические и какие угодно еще условия жизни". "Многие из них являются экономическими мигрантами, а не политическими беженцами", - уточнил он.
Косачев напомнил, что Франция еще "со времен Наполеона в своем правовом пространстве ликвидировала понятие национальных меньшинств", став одной из всего лишь четырех стран Совета Европы, которые не присоединилась к Европейской конвенции о национальных меньшинствах.
"Для Франции, как и для США - "плавильного котла", все, кто приехал, французы. Вроде бы это звучит красиво: единство нации, мы никого не выделяем. Но это не работает!" - сказал сенатор, добавив, что "люди не превращаются одномоментно во французов, только получив французский паспорт или вид на жительство".
По мнению главы международного комитета Совфеда, в области миграционной политики Франция совершает ошибку, отказываясь следовать не только российскому, но и общеевропейскому опыту. "Инструменты могут быть иными. В чем-то они должны быть деликатнее, в чем-то жестче. Но они должны быть модифицированы", - заключил парламентарий.
"Окно возможностей"
Константин Косачев считает, что в случае избрания президентом США кандидата от республиканцев Дональда Трампа в отношениях России и Соединенных штатов может появиться "определенное окно возможностей", а при победе демократа Хиллари Клинтон они продолжат оставаться на крайне низкой точке своего развития.
"Не возьмусь предсказывать будущее российско-американских отношений при Трампе. Скажу только, что определенное окно возможностей, конечно же, появится", - заявил сенатор. Насколько Россия и США смогут его использовать, "будет зависеть от огромного числа пока еще не ясных факторов", отметил он. "Это уравнение со слишком большим количеством неизвестных", - констатировал парламентарий.
По мнению Косачева, "Трамп мало предсказуем", поэтому развитие событий может произойти "и в лучшую, и в худшую сторону от нынешней ситуации". Он выразил опасение, что "при Трампе мир будет иметь дело либо с лидером, который свои решения меняет очень часто и очень кардинально, а это в любом случае неприятная история, либо - с президентом, который будет оказываться в плену у каких-то спонтанно принятых решений".
В случае избрания кандидата от демократической партии Хиллари Клинтон, по мнению Косачева, в отношениях России и США "не изменится ничего". "Они будут продолжать оставаться на крайне низкой точке своего развития - на точке конфронтации, взаимного непонимания и взаимных обвинений. Приход на президентскую позицию госпожи Клинтон в этом смысле, на мой взгляд, не поменяет ничего", - констатировал сенатор.