МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. У Москвы нет сомнений, что Тегеран выполняет все аспекты Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по его ядерной программе. Об этом заявил в субботу заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, выступая на Московской конференции по нераспространению.
"Для нас нет сомнений, что Иран строго и добросовестно выполняет все условия имеющейся договоренности, - сказал он. - Как подчеркивал гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано, это касается вопросов доступа на интересующие МАГАТЭ объекты в Иране в контексте применения Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях".
"По нашим оценкам, почти два года Совместного плана показали, что договоренность эффективно работает и полностью справляется с поставленными перед ней задачами, - отметил заместитель главы МИД РФ. - Альтернативы плану действий нет. Оснований и возможностей для пересогласования или внесения в него изменений мы не видим".
По словам Рябкова, СВПД содержит в себе хрупкий баланс интересов, "затрагивающий фундаментальные вопросы безопасности его участников". "Любое смещение этого баланса приведет к неминуемому распаду всего механизма, и собрать его заново в некоей новой конфигурации будет невозможно, - обратил внимание дипломат. - Соглашение невозможно подправить, потому что все вопросы, которые требовали решения, были тем или иным образом урегулированы. Это если и не идеальное соглашение с точки зрения баланса интересов, то очень близкое к идеальному".
Россия, продолжил Рябков, к участию в каких бы то ни было новых переговорах по "усовершенствованию" документа не готова. "В условиях, когда Иран выполняет все свои обязательства, мы исключаем любую возможность восстановления санкций по линии СБ ООН, - подчеркнул он. - Для нас важно, что параллельно с перспективами, которые открыл СВПД для широкого международного сотрудничества с Ираном в различных областях, соглашение создает предпосылки для того, чтобы МАГАТЭ окончательно подтвердило исключительно мирный характер иранской ядерной программы".
Действия США безответственны
Как считает дипломат, отказ президента США Дональда Трампа подтвердить американскому Конгрессу выполнение Ираном СВПД является безответственным.
"Мы с большим сожалением были вынуждены наблюдать, что позитивная динамика реализации соглашения не удержала президента США Дональда Трампа от того, чтобы не подтвердить Конгрессу соблюдение Ираном своей части сделки, - сказал он. - На наш взгляд, это безответственное решение не только применительно к самому плану действий, но и по отношению ко всему международному сообществу".
"Получается, что США в очередной раз взяли вопросы мировой безопасности и стабильности в заложники определенных конъюнктурных процессов, отдали эти вопросы на откуп и рассмотрение политикам, которые по большому счету далеки от содержательной части имеющейся договоренности", - добавил дипломат. "Действия президента США мы пока рассматриваем как отражение определенного внутриполитического расклада сил США, - продолжил он. - Тем не менее рассчитываем, что эмоции и политическая конъюнктура не возьмут верх и что возобладает наше общее стремление к укреплению режима ядерного нераспространения, созданию условий для нормального торгово-экономического сотрудничества государств и поддержанию международного и регионального мира и безопасности".
Рябков добавил, что США еще не готовы организовать совместное заседание Ирана и "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия).
"Для созыва совместной комиссии необходимо определиться с основными вопросами, но наши американские коллеги из США еще не решили, по какой теме нужно созывать совместную комиссию", - сказал он.
"Сейчас идет время, в течение которого участники будут анализировать и взвешивать последствия обвинений президента США в отношении СВПД, так как в связи с этим ситуация существенным образом изменилась в худшую сторону", - добавил дипломат. По его словам, хотя официального заявления о выходе США из СВПД нет, обвинения Трампа ставят под вопрос участие его страны в договоренностях.
На прошлой неделе Трамп заявил об отказе подтвердить выполнение Ираном положений ядерной сделки, согласованной Ираном и "шестеркой" в 2015 году. Он изложил новую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, согласно которой США будут добиваться внесения изменений в СВПД и противостоять "дестабилизирующему влиянию" Ирана. Кроме того, американцы включили Корпус "стражей исламской революции" (элитная составляющая иранских ВС) в список организаций, "поддерживающих терроризм".