26 февраля 2018, 23:56,
обновлено 27 февраля 2018, 02:02

РФ заблокировала антииранскую резолюцию СБ ООН по Йемену и добилась принятия своего текста

AP Photo/ Mary Altaffer
Российский вариант документа был принят единогласно

ООН, 27 февраля. /ТАСС/. Россия в понедельник заблокировала принятие несогласованного проекта резолюции Совета Безопасности ООН о продлении режима санкций в отношении Йемена, в котором выдвигались обвинения в адрес Ирана в незаконных поставках оружия мятежникам-хуситам. Сразу после этого на голосование вынесли российский вариант документа, который приняли единогласно.

За несогласованный документ, подготовленный Великобританией, проголосовали 11 государств при двух высказавшихся против - России и Боливии - и двух воздержавшихся - Казахстане и Китае.

Оба варианта резолюции предусматривали продление до 26 февраля 2019 года оружейного эмбарго и других санкций, включающих замораживание активов и запрет на поездки лиц, причастных к дестабилизации Йемена, а полномочий отслеживающей выполнение этих рестрикций группы экспертов - до 28 марта 2019 года. При этом британский текст содержал обвинения в адрес Ирана - западные страны подозревают его в незаконных поставках оружия йеменским мятежникам. Кроме того, в нем выражалось "намерение принять дальнейшие меры в ответ на эти нарушения".

Перед голосованием и. о. постоянного представителя Великобритании Джонатан Аллен сообщил, что члены Совбеза в понедельник провели более пяти часов в "углубленных переговорах". "Мы стремились согласовать текст, содержащий сбалансированную и беспристрастную оценку ситуации в Йемене, но который бы открыто указывал на тех, чьи действия подрывают международный мир и безопасность", - заявил дипломат.

Объясняя решение проголосовать против британского документа, постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что Москва не может согласиться "с неподтвержденными выводами и сведениями, которые требуют перепроверки и обсуждения в комитете по санкциям". По его словам, в ходе переговоров по тексту будущей резолюции российская сторона предложила "не одну компромиссную формулировку", но идеи РФ были отвергнуты.

Дипломат подчеркнул, что Россия "в принципе против того, чтобы техническое продление экспертных групп санкционных комитетов проходило в политизированном ключе и чтобы с их помощью решались не технические, экспертные, а геополитические задачи". По его словам, о необходимости продолжения экспертной работы говорит и то, что буквально три дня назад в адрес Российской Федерации был отправлен запрос секретариата ООН [c просьбой] прояснить кое-какие детали предполагаемого использования оружия в Йемене".

Выводы экспертов и инициативы США

Выводы о причастности Ирана к нарушениям оружейного эмбарго содержатся в последнем докладе группы экспертов ООН по Йемену, которые проанализировали фрагменты баллистической ракеты, запущенной йеменскими мятежниками по Эр-Рияду в ноябре прошлого года, а также другое вооружение и оборудование, находящееся в распоряжении американской стороны. Специалисты ООН пришли к выводу, что оружие было ввезено в Йемен уже после того, как в 2015 году в отношении страны ввели оружейное эмбарго. При этом иранская сторона, по мнению экспертов, "не приняла необходимые меры для предотвращения прямых или косвенных поставок, продажи или передачи" военного оборудования и технологий. Как подчеркивается в докладе, Тегеран не предоставил объяснений, как оружие могло попасть в Йемен.

По информации от дипломатов, на встрече комитета СБ ООН по Йемену в конце января Россия и Китай выразили скептическое отношение к выводам экспертов. По мнению Москвы и Пекина, ими не был обеспечен должный уровень сохранности вещественных доказательств, то есть нет никаких гарантий, что оборудование, изученное специалистами, действительно находилось в распоряжении йеменских мятежников.

15 февраля постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила, что Совету Безопасности настало время отреагировать на невыполнение Исламской Республикой решений всемирной организации. В конце января дипломат организовала для членов Совбеза поездку в Вашингтон, где им продемонстрировала обломки ракет и другую военную технику якобы иранского происхождения. В самом Тегеране обвинения в свой адрес отвергают, а доказательства нарушений оружейного эмбарго называют сфабрикованными.

Критика в адрес России

По итогам голосования в Совбезе с антироссийской тирадой выступила делегация США, которая была в числе стран, наиболее активно агитировавших за принятие британского варианта резолюции. Как утверждала американка Келли Карри, Россия была вынуждена применить право вето, чтобы защитить "усилия Ирана по дестабилизации региона". По ее словам, принятие британской резолюции "подсказывал здравый смысл". "Но эта логичная попытка привлечь Иран к ответственности провалилась, и все члены Совета должны отдавать себе отчет в потенциальных последствиях этого", - сказала дипломат.

Она подчеркнула, что в конечном счете действия Ирана "не останутся без ответа". "Сегодняшнее голосование глубоко разочаровывает, но на этом усилия по привлечению Ирана к ответственности не закончатся", - предупредила Карри.

Отвечая на выпады американской стороны, постпред РФ при ООН повторил, что Москва не поддержала проект резолюции, предложенный Лондоном, не потому, что хотела ее "загубить любыми путями", а потому, что "не удалось прийти к согласию по некоторым отдельным, но ключевым формулировкам". "Ведь цель резолюции - это продление мандата группы экспертов по Йемену, а не привлечение к ответственности Ирана или попытка сколотить антииранскую коалицию. Выступление представителя США подтвердило, что наши озабоченности в этом отношении были не напрасны", - отметил Василий Небензя.

Он приветствовал единогласное принятие российской резолюции и поблагодарил делегации Совета за то, что они "приняли правильное решение". По его словам, единогласное принятие этой резолюции "открывает возможности для дальнейшей коллективной работы" по йеменскому урегулированию, а также для "оздоровления обстановки в регионе в целом". Он высказался за продолжение расследования информации о запуске ракет по территории Саудовской Аравии, а также подчеркнул, что для решения проблем региона "требуется консолидированный подход" всех ключевых игроков, включая Эр-Рияд и Тегеран.