МОСКВА, 16 января. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Сергей Сироткин, подписав контракт с командой чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" "Уильямс", стал третьим в истории российским пилотом в "королевских гонках". Даниил Квят, представлявший Россию в "Формуле-1" на протяжении последних четырех сезонов, переквалифицировался из боевого пилота в резервного, заняв должность гонщика по развитию команды "Феррари".
"Уильямс" стала последней командой, объявившей состав пилотов на сезон 2018 года. Эпопея с тем, кто займет место завершившего карьеру бразильца Фелипе Массы, была одной из главных тем последних месяцев. Шорт-лист из претендентов состоял из множества фамилий, среди которых были поляк Роберт Кубица, шотландец Пол Ди Реста, немец Паскаль Верляйн и Квят. 22-летний Сироткин же включился в эту борьбу одним из последних, но в нужный момент смог проявить себя и зарекомендовал себя с лучшей стороны.
Изначально фаворитом в борьбе за вакантное место в "Уильямсе" считался Кубица. Поляк хорошо знаком миру "Формулы-1": он выступал в "королевских гонках" с 2006 по 2010 год, одержав одну победу и еще 11 раз финишировав на подиуме. Однако в феврале 2011 года, выступая в ралли Ронди ди Андора (Италия), Кубица попал в серьезную аварию: машину поляка занесло, она столкнулась с рельсом безопасности и заскользила вдоль него; на очередном стыке рельсов безопасности следующий рельс, отсоединившись, пробил автомобиль и оказался в салоне, причинив тяжелые травмы пилоту. Кубица получил множественные переломы правой руки, кисти и ноги, многочисленные операции позволили избежать ампутации руки, но об автоспорте на какое-то время пришлось забыть.
Спустя год после аварии поляк вернулся в автоспорт, а в середине июля 2017 года впервые с момента аварии сел за руль болида "Формулы-1" на частных тестах. С этого момента Кубица начал предпринимать активные действия по возвращению в "королевские гонки", наняв себе в менеджеры чемпиона мира 2016 года немца Нико Росберга, который вел переговоры с командами. Поляк в составе "Рено" принял участие в официальных тестах "Формулы-1", которые прошли в начале августа в Венгрии, и в двухдневных шинных тестах по завершении сезона в Абу-Даби уже вместе с "Уильямсом". Возвращение Кубицы в "Формулу-1" после семилетнего перерыва и после всего того, что он пережил, было бы красивой историей, но "Уильямс" - команда с именем, и для нее важнее иметь в составе гонщика, который будет давать результат.
Сироткин больше произвел впечатление
Именно в плане скорости Сироткин и превзошел конкурента. Россиянин, как и Кубица, участвовал в тестах в Абу-Даби, однако в отличие от поляка, который за рулем болида провел по половине каждого из двух дней, у Сироткина была только одна половина дня. По лучшему времени на круге россиянин уступил поляку - 1 минута 39,947 секунды против 1.39,485, однако Кубица свой результат показал на самом мягком составе резины - "гиперсофт", тогда как Сироткин лучший свой круг проехал на "софте" (четвертый по мягкости состав резины). В целом россиянин свою часть тестов провел ровно и уверенно, показывая стабильные результаты во время выполнения программы с длинной серией кругов, впрочем Кубица также не ударил в грязь лицом и выглядел достойно, но все-таки "Уильямс" в этом соперничестве отдал предпочтение россиянину.
Наверняка немаловажную роль при определении напарника канадцу Лэнсу Строллу сыграла и финансовая поддержка Сироткина, входящего в программу SMP Racing, руководителем которой является бизнесмен Борис Ротенберг, - по информации СМИ, россиянин располагал бюджетом в $15 млн в борьбе за место в "Уильямсе". В "Формуле-1" пилотов, платящих за место в команде, принято называть рента-драйверами, однако в некоторых случаях (в том числе и с Сироткиным) данный термин не совсем справедлив, гонщики являются заложниками современных реалий "королевских гонок" - каким бы сверхталантливым ты не был, без поддержки команд или спонсоров пробиться в "Формулу-1" практически нереально. Именно благодаря финансовой поддержке в "королевских гонках" появился первый российский пилот - Виталий Петров (выступал с 2010 по 2012 год), тогда как Квят гонялся при поддержке концерна "Ред Булл", членом программы которого являлся. На двоих они принесли России три подиума - два на счету Квята и один у Петрова, теперь же у Сироткина есть все шансы увеличить это число.
"Сироткину по силам приехать на подиум в дебютном сезоне"
По мнению бывшего менеджера Петрова Оксаны Косаченко, Сироткину будет легко работать в британской команде.
"Прежде всего, хочется поздравить Сергея, так как его путь в "Формулу-1" оказался длиннее, чем для двух предыдущих российских пилотов, он находился в течение трех лет в ранге резервного пилота в "Заубере" и в "Рено", но места соревноваться в боевых условиях ему там не предоставили, - рассказала ТАСС Косаченко. - Тесты в Абу- Даби в команде "Уильямс" показали, что Сироткин готов стать боевым пилотом, поэтому прежде всего хочется рассчитывать, что эти три года ожидания обучили его очень многим вещам. Думаю, в команде ему будет работать достаточно легко, он прекрасно понимает, как устроена "Формула-1", как все работает. Он может добраться до подиума в свой первый год, чего мы ему и желаем".
Косаченко считает, что машина позволит Сироткину набирать очки. "Я думаю, что машина будет позволять рассчитывать на хорошую середину пелотона, а в случае проблем у лидеров, к которым я отношу команды "Мерседес", "Феррари", "Ред Булл" и, может быть, "Макларен", и на большее. Сергей должен набирать очки планово. Считаю, что место с четвертого по шестое будет достойным для команды по итогам сезона", - подытожила Косаченко.
Отец гонщика Олег Сироткин в разговоре с ТАСС отметил, что его сын был быстрее Кубицы во время тестов в Абу-Даби. "Сергей оказался сильнее Кубицы во время тестов, как в квалификационном режиме, так и в гоночном, - отметил собеседник агентства. - Плюс Сергея тестировали на симуляторе, где он также продемонстрировал очень хорошие знания. Он дает такую обратную связь, какую молодые пилоты в его возрасте ранее никогда не давали".
Первый этап сезона 2018 года "Формулы-1" пройдет с 23 по 25 марта в Австралии.