Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Тринадцать родственников Деда Мороза

28 декабря 2016, 18:44 UTC+3

Ровно 80 лет назад Дед Мороз стал таким, каким его сегодня знают все. О его "братьях" у разных народов России, молодых и старых, с кинжалами и мобильными телефонами, рассказывает корреспондент ТАСС

Поделиться
Материал из 1 страницы
© Сергей Бобылев/ТАСС

Хотя российский Дед Мороз заявляет, что ему "столько лет, сколько стоит белый свет", нам точно известно: в своем нынешнем облике он впервые предстал на елке в Большом Кремлевском дворце в 1937 году.

Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку. В советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках. В наши дни у Деда Мороза появились новые "родственники", которых уже не назовешь его копией.

"Дед Мороз воплощает черты и русской, и европейской мифологии, — считает руководитель отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Дмитрий Баранов. — Образы Деда Мороза у других народов нашей страны создавались под влиянием этого персонажа".

Устойчивого духа мороза, или духа холода, в сущности, не было, но почитание мороза и особенно попытки изменить ход событий так, чтобы он не погубил будущий урожай, присутствуют в народной традиции Дмитрий Баранов Руководитель отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея

Так же, как русский Дед Мороз, Морозы других народов активно общаются с детьми, получают письма и отвечают на них подарками и поздравлениями. Почти у всех представителей волшебного мира решен "квартирный" вопрос: они имеют резиденции в разных уголках России, куда приезжают целыми семьями туристы, желающие лично встретиться со сказкой.

В каждом случае при создании образа национального новогоднего волшебника использовались элементы фольклора и народных преданий, однако этнографы считают, что чаще можно говорить об адаптации, приспособлении мифологии под конкретный образ, нежели о стопроцентной перекличке с исторической традицией.

"Устойчивого духа мороза, или духа холода, в сущности, не было, но почитание мороза и особенно попытки изменить ход событий так, чтобы он не погубил будущий урожай, присутствуют в народной традиции, — отмечает Баранов. — Еще в XIX веке многие фольклорные сюжеты были адаптированы для восприятия широкой публикой, и Дед Мороз тоже прошел через это". Два века спустя так же создавались образы его "родственников".

От Кавказа до Урала

Кавказские Деды Морозы не очень знамениты. Например, о кабардино-балкарском Уэс Дадэ известно только то, что он типичный кавказец и вместе с красным новогодним тулупом носит кинжал, что, впрочем, не мешает ему быть добрым и дарить детям подарки. Чеченский Гор Дада — благообразный старик с седой бородой. В Осетии местного Деда Мороза было бы корректнее называть Дед Огонь, потому что его имя Артхурон переводится как "Огонь, сын Солнца". А в Дагестан наведывается из соседнего Азербайджана волшебник Шахта Баба с внучкой Гар Гызы.

Чувашский Хёл Мучи, живущий в Чебоксарах со своей внучкой Юр Пике, имеет в активе не только дом, но и волшебные аксессуары: сундук, исполняющий желания, часы, приносящие счастье, и говорящий самовар. Его мордовский коллега Нишке, или Мороз-атя, располагает семью волшебными амбарами, где в числе прочих благ спрятаны зима и лето. Вместе с семьей он квартирует в мордовском селе Кивать в Ульяновской области.

Один из самых древних Дедов Морозов в России — марийский Йюшто Кугыза, или Холодный Старик. Он живет в селе Кукнур в Марий Эл. Его сопровождает внучка Лумудыр — Снежная Девочка. Первые упоминания об этом старце относятся к Х веку, когда народные предания наделяли Йюшто Кугыза большой семьей — женой и двумя детьми: сыном Пораном — вьюгой и дочерью Теле — зимой. Кто из них родитель Снегурочки Лумудыр, история умалчивает. Холодного Старика марийцы чествовали в день зимнего солнцестояния 22 декабря, когда в старину отмечался Новый год.

Йюшто Кугыза — спортсмен: он передвигается по марийским деревням на лыжах. Обеспечивать новогоднее веселье ему помогает дед Василий, или Васли Кува-Кугыза с супругой Шорыкйол, которые вместе с подарками приносят в дома счастье и удачу на весь год.

В число самых известных новогодних Дедов современной России входит удмуртский Тол Бабай, живущий в Шарканском районе. Тол Бабай отличается от своих собратьев тем, что тулуп у него фиолетовый — это цвет Удмуртии. Его происхождение также нестандартно: согласно легенде, он потомок великанов — алангасаров, потерявший свое племя.

Тол Бабай знает язык птиц и зверей, а с помощью своего волшебного посоха управляет погодой. Это роднит его с Дедом Морозом. А чтобы алангасар-одиночка не скучал и лучше справлялся с новогодними обязанностями, метель соткала ему из снежинок внучку по имени Лымы Ныл.

Кыш Бабай, которого почитают как главного новогоднего волшебника в Башкирии и Татарстане, ведет свою родословную от древних тюркских мифов, а местом жительства выбрал родину поэта Габдуллы Тукая — село Яна Кырлай. Образ был создан под влиянием Деда Мороза. "Название "бабай" у татарского, башкирского и удмуртского новогодних Дедов указывает на перекличку с миром предков, так же, как в случае с Дедом Морозом, потому что "дед" в его имени означает "предок", — поясняет Дмитрий Баранов.

Тюркский Новый год, или Кара Тон, в древности праздновали 22 декабря. Самая длинная ночь года считалась временем рождения главного тюркского бога Тенгре. Кыш Бабай — современное воплощение зимнего божества Кыш Тенгресе, чьей обязанностью было обеспечить веселое празднование наступления Нового года, чтобы оно продолжилось до 1 января — традиционного праздника Нардуган.

В Яна Кырлай татарский Дед Мороз проживает с дочерью Кар Кызы и многочисленной свитой. По медийной узнаваемости он занимает второе место, уступая лишь Деду Морозу.

В краю Калевалы

"Самый молодой и современный Дед Мороз — это карельский Паккайне, это даже не Мороз, а Морозец, он появился недавно, и его изображают как молодого парня", — рассказывает Дмитрий Баранов.

Паккайне одевается в национальный карельский костюм и в соответствии с карело-финскими обычаями не носит бороды. Он появился в 1999 году в старинном купеческом городе Олонец и потому имеет купеческую биографию. По легенде, бытующей среди карелов-ливвиков, Паккайне вовсе даже и не дух, а купеческий сын, который родился 1 декабря прямо в лесу, когда его родители возвращались в Олонец с зимней ярмарки. Подросший Паккайне занялся бизнесом: стал приобретать у мастериц кружева и продавал их за границу, привозя взамен импортные угощения и новинки.

Слабость Паккайне — смотреться в зеркало: считается, что он оставляет свое отражение в каждом из зеркал, в которое глядит, будучи вдали от дома, но потом это отражение непременно обретает плоть и возвращается в Олонец. Чтобы отличить настоящего Паккайне от зеркальных подделок, в Олонце проводят игры Дедов Морозов. Паккайне гордится своим веселым нравом и уже много лет остается холостым. Но у него есть подруга Луминайне, или Снежная Женщина, которая помогает ему поддерживать порядок в доме.

Самый молодой и современный Дед Мороз — это карельский Паккайне, это даже не Мороз, а Морозец, он появился недавно и его изображают как молодого парня Дмитрий Баранов Руководитель отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея

Финские легенды утверждают, что севернее Карелии располагается загадочная волшебная страна Похъола, населенная колдунами и ведьмами, не все из которых добры. Однако безусловно добрым считается саамский новогодний волшебник Мунь Калса, обитающий на территории Мурманской области. Он не такой щеголь, как его карельский сосед, и ведет себя степенно, носит длинную бороду и светлый тулуп и ведет менее публичный образ жизни. Некоторые считают его белым шаманом.

Еще один финно-угорский новогодний волшебник недавно поселился в Коми. Его зовут Кöдзыд Пöль, что означает "холодный парень". Он живет в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб. Он одет не в тулуп, а в короткую куртку, почти как у финского Йоулупукки, на голове у него небольшая шапочка, а борода разделена на несколько завитых частей.

С мобильником по Лукоморью

О том, что Лукоморье располагается на Полярном Урале, где в ямальской тундре проживает местный волшебник Ямал Ири, известно еще с конца XVII века. Считается, что древние добрые духи передали Ямалу Ири свою волшебную силу. Он пожилой, с седыми волосами и приятными манерами. Его традиционный костюм — северная малица, в которой он каждый день обходит свои владения. Исполнять мечты людей ему помогает волшебный посох: чтобы желание сбылось, к нему надо прикоснуться.

Призывать волшебные силы он может с помощью чудесного бубна, который избавляет от дурных мыслей, делает добрых людей еще добрее, а злым помогает исправиться. А вот Снегурочки, способной переносить суровые условия Арктики, не нашлось, поэтому в странствиях Ямала Ири сопровождает собака хаски. Кстати, это единственный новогодний волшебник, которому можно не только писать, но и звонить — у него есть мобильный телефон.

Дед Мороз, видевший Будду

Самый восточный новогодний волшебник России живет на берегах озера Байкал, в Бурятии. Его зовут Сагаан Убгэн, или Белый Старец, и он единственный поздравляет жителей дважды в году: 1 января и чуть позже, когда отмечается буддийский Сагаалган.

Культ этого волшебника очень древний: его почитали в этих местах более 2,5 тысячи лет назад как дух зимы, еще до того как буряты стали буддистами, и новой религии пришлось принять древнего духа, тем более что, по легенде, Сагаан Убгэн встречался с Буддой, и тот, пораженный мудростью и могуществом этого старика, велел своим ученикам почитать его.

Сагаан Убгэн изображается как старик с длинной бородой — легенда утверждает, что он даже родился стариком: его мать за отказ дать им напиться наказали высшие боги, "запечатав" ее чрево, и младенец родился лишь через 100 лет уже седым и бородатым.

Сагаан Убгэн считается покровителем долголетия, благополучия и богатства в семье, плодородия и счастья. Встретив его на Новый год, нужно непременно рассказать ему о хороших делах, сделанных в году уходящем, и тогда волшебник обеспечит здоровье, богатство и любовь.

Главный по холоду

Несмотря на то что русский Дед Мороз из Великого Устюга — самый известный новогодний персонаж, главным среди зимних волшебников следует считать вовсе не его, а якутского Чысхаана, потому что он живет возле Оймякона — полюса холода Земли, и даже имя его переводится как "пронизывающий холод".

Образ якутского Хранителя Холода сформировался в 2002 году на основе старинных мифов. У него специфический облик: на голове два огромных бычьих рога, а одет он в богато расшитую синюю шубу с песцовой опушкой. Рога объясняются его происхождением: легенда гласит, что отец Чысхаана — Бык зимы, а мать — якутская красавица, превратившаяся в Полярную звезду. Бык зимы, по якутским поверьям, каждую осень выходит из Северного Ледовитого океана и приносит на землю мороз и студеный ветер.

У Хранителя Холода большая семья, с которой он делит новогодние хлопоты. Его супруга Хаарчаана, наполовину сложенная из снега и боящаяся любого тепла, очень похожа на Снегурочку. Она внучка якутского духа по имени Эхээ Дыл, который покровительствует детям, и его жены Хотун Кыхын — Зимы. У них три дочери — Весна, Лето и Осень и внук Ветерок. Знающие люди предупреждают, что гостям Оймякона важно не перепутать Чысхаана с его тестем, поскольку отношения между ними не самые теплые.

Роль Чысхаана в новогодних событиях очень важна: каждый декабрь к нему приезжает из Великого Устюга Дед Мороз, чтобы получить символ холода для прихода зимы и Нового года.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама