1 марта 2018, 11:51
Арктика

Куда исчезли шаманы полуострова Таймыр

Cнеговые очки — деталь нганасанского традиционного костюма, их носили весной для защиты от яркого света. Wikimedia Commons/ Андрей Солдаков
Cнеговые очки — деталь нганасанского традиционного костюма, их носили весной для защиты от яркого света
О том, кто теперь хранит традиции и культуру северных народов, - в материале ТАСС

КРАСНОЯРСК, 1 марта. /ТАСС/. Один из самых древних народов российской Арктики - нганасаны - сейчас является одним из самых малочисленных. По данным последней переписи населения, их осталось всего 800 человек. Сейчас их основные занятия - охота и рыбалка. Но на протяжении многих лет они бережно хранят традиции древних шаманов, которыми когда-то славились их предки.

Один из последних шаманов полуострова Таймыр передал свой костюм и магические предметы в музей более 25 лет назад. С тех пор шаманов на этих землях больше нет. 

Шаманы Авамской тундры

Предки нганасанов, охотники каменного века, когда-то пришли на Таймыр вслед за стадами диких оленей. Они поселились в Авамской тундре у подножия северных гор Бырранга, за которыми, как гласят местные легенды, начинается земля мертвых. Сейчас представители этого древнего народа живут в таймырских поселках Волочанка и Усть-Авам.

В их числе - Лидия Аксенова, потомок Воронов (Нгамтусоу на местном языке), одного из пяти родов нганасан, живущего в глубине таймырской тундры. Она внучка шамана Дюминме, ее прадед Дюхадэ Костеркин считался одним из сильнейших заклинателей духов на Таймыре. Сейчас Лидия Аксенова работает хранителем Таймырского краеведческого музея.

По словам нынешних хранителей традиций, шаманы в обществе коренных жителей Таймыра играли важную роль. Они были заклинателями духов, предсказателями, лекарями, сказителями. Как рассказал руководителя клуба исследователей Таймыра Станислава Стрючкова, от них зависела судьба всего племени. Люди в этих местах упорно держались за традиции, что в свое время затрудняло укрепление советской власти на севере, в 1932 году племена Авамской тундры под предводительством шамана Романа Бархатова даже поднимали антисоветское восстание.

Но ученые сумели наладить с ними диалог. Аксенова вспоминает, что "русских впервые узнала как операторов, фотографов и киносъемщиков". С помощью рода Костеркиных исследователи смогли собрать огромное количество сведений о традициях нганасан, сотни северных эпических сказаний, до сих пор изучаемых фольклористами, этнографами, лингвистами и музыковедами.

Дар не по силам

Вот уже более четверти века шаманов на Таймыре не существует. В 1982 году двоюродный дед Лидии Тубяку Костеркин передал в Таймырский краеведческий музей свое обрядовое облачение и магические предметы, потому что ему уже некому было передать свой дар. Согласно поверьям коренных народов Таймыра, прежде чем принять дар, человек должен перенести очень тяжелое состояние, так называемую "шаманскую болезнь". При этом, согласно местным поверьям, личность человека разрывается между двух миров, и далеко не каждый способен это выдержать.

Как рассказывал прадед Лидии Дюхадэ Костеркин, он стал шаманом еще до своего появления на свет.

"Моя мать, будучи беременной, во сне увидела себя женой духа Оспы. Она <...> рассказала своим, которые пророчили, что ее будущий ребенок должен стать шаманом от духа Оспы. Когда я немного подрос, то прохворал три года, во время болезни меня водили по разным темным местам, где бросали то в воду, то в огонь", - рассказывал он. К концу третьего года, когда он три дня пролежал неподвижно и окружающие уже решили, что он умер, Дюхадэ очнулся, и после этого произошло его посвящение.

"В нашем роду дар передавался по мужской линии, и чтобы принять его, нужно было перенести шаманскую болезнь. Дар никто не взял", - рассказывает музейная хранительница. Хотя предметами шаманов продолжают пользоваться, например, металлической рыбой, которую нужно положить под спальное место мужчины, и она принесет удачу на рыбалке, рассказывает Лидия Аксенова.

Как хранительница музея она следит, чтобы за шаманскими предметами, которые стали его экспонатами, правильно ухаживали. Такое обещание взял с музея Тубяку. Сначала их "кормили" оленьей кровью и жиром, потом стали брызгать водкой. А еще несколько раз в год сотрудники музея обязались стучать в бубен. Сын шамана Леонид Костеркин имел право приходить и брать семейные реликвии в любое время. Он приходил и разговаривал с костюмом отца.

Теперь с предком каждое утро разговаривает Лидия. "У нас, у нганасан, нельзя произносить имя старшего человека. Я всегда прихожу утром, мысленно разговариваю, прошу у Тубяку прощения за то, что произношу его имя в разговоре с людьми", - рассказала она ТАСС.

Рукопись о роде Воронов

Сейчас Лидия Аксенова и исполнительница нганасанских народных песен Светлана Кудрякова, чьи предки тоже принадлежали к шаманскому роду, собирают материалы для книги о таймырских шаманах из рода Воронов. В книге описывается образ шаманов Таймыра, их традиции, быт, перечисляются шаманские династии.

"По данным этнографов, самое раннее свидетельство о шаманском роде датируется XVII веком. Есть генеалогическое древо. Сейчас я собираю воспоминания людей о прадеде. О деде и его брате я помню сама, слышала и видела их", - говорит Аксенова.

По ее словам, книга должна стать памятником истории древнего шаманского рода. Авторы работают над ней уже несколько лет, и сейчас рукопись близка к завершению. По словам директора Таймырского дома народного творчества Любови Поповой, впоследствии книгу планируют издать.