МОСКВА, 2 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Леонид Смирнов/. Численность заключенных, умерших на строительстве Беломорско-Балтийского канала по причине жестокой эксплуатации, измеряется десятками тысяч. Такую оценку дал в интервью ИТАР-ТАСС заместитель председателя совета научно- информационного и просветительского центра "Мемориал" историк Никита Петров.
Интервью приурочено к 80-летнему юбилею Беломорканала, который отмечается сегодня: канал был принят в эксплуатацию 2 августа 1933 года. За беспрецедентно короткий срок в 1 год и 9 месяцев в суровых природных условиях было проложено 227 км канала, построено 19 шлюзов, а в целом более ста сложных гидротехнических сооружений. /Для сравнения, Суэцкий канал длиной в 160 км строился 10 лет, а Панамский канал длиной в 80 км - 28 лет/.
Строительство практически целиком выполнялось руками заключенных. "Это первая крупная стройка, которая осуществлялась силами заключенных и была поручена карательной системе, - отметил историк. - В Беломоро- Балтийском лагере в пик его наполняемости на конец 1932 года было около 110 тысяч заключенных. Политических среди них - где-то до половины: около четверти - с высокими сроками, осужденных коллегией ОГПУ, и примерно столько же набирается "социально-опасного элемента", осужденного внесудебными органами на срок до 5 лет".
Строительство стоило многих человеческих жизней. "Заключенных погибло очень много, - отметил историк. - Смертность в первые месяцы была еще не столь высока, но в 1933 году достигала 10 проц от списочного состава заключенных. Причины - тяжелые условия труда плюс очень скудный паек. Полкило хлеба в день и баланда из водорослей. Зарабатываешь норму - получаешь премиальное блюдо, "премпирожок". Но человек, который начинает работать сверх сил, все равно себя истощает, и путь у него прямой в доходяги".
Современные историки, в том числе Никита Петров, признают, что писатель Александр Солженицын во втором томе своей книги "Архипелаг ГУЛАГ" преувеличил численность жертв Беломорканала, оценив ее в четверть миллиона. "Солженицын ведь не имел возможности работать с архивными документами, он собирал свидетельства, - отметил Петров. - Но все-таки, жертвы - это несколько десятков тысяч. По завершении строительства более 12 тысяч заключенных получили досрочное освобождение, и 60 тысяч - снижение срока. Но, разумеется, это не коснулось приговоренных по политическим статьям".
Полностью интервью опубликовано на сайте ИТАР-ТАСС http://www.itar-tass.com/ в рубрике "Интервью".