22 января 2013, 09:00

С.М. Эйзенштейн – революционер кинопроцесса

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения советского кино-режиссера и теоретика кино Сергея Михайловича Эйзенштейна

"Если бы не Леонардо, Маркс, Ленин, Фрейд и кино, то я, очень возможно, стал бы вторым Оскаром Уайльдом". – С.М.Эйзенштейн

Сто пятнадцать лет назад в Риге в зажиточной семье появился на свет великий советский режиссер и теоретик кино Сергей Михайлович Эйзенштейн.

Чем только не увлекался этот энергичный молодой человек: изучение иностранных языков, театр, рисование, литература, но кино словно было предначертано ему свыше. В начале 20-х годов прошлого века он успевает уйти добровольцем в Красную Армию и написать свой знаменитый манифест «Монтаж Аттракционов».

Очарованный революцией и идеями нового искусства Сергей Михайлович снимает в 1924 году «Стачку», а затем и легендарный «Броненосец Потемкин».

Пожалуй, в моем случае я слишком рано посмотрела всю его фильмографию и не смогла адекватно оценить величие и мощь его фильмов. Если вы не ученый и не киновед, то к картинам Сергея Михайловича нужно относиться очень осторожно, кадр за кадром продираться через дебри советской пропаганды, чтобы разглядеть главное – волшебную силу воздействия киноискусства на нашу жизнь.

Уже 88 лет прошло со дня выхода «Броненосца Потемкина» на экраны, но до сих пор его признают лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. 18 и 19 января 1926 года в Москве фильм посмотрело несколько десятков тысяч человек. Помню, во ВГИКе, на истории отечественного кино нам рассказывали, что по сборам «Броненосец» побил тогдашний кино-хит «Робин Гуд» с Дугласом Фэрбенксом. На мой взгляд, лучше всех о «Потемкине» написал Лион Фейхтвангер: "Фильм без вымысла, без женщин, без сюжета; занимательность заменена тенденцией".

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и его бессменный оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. За два года они объехали пол Европы, а в 1930 году Эйзенштейн и его съемочная группа приезжают в Мексику и снимают там картину "Да здравствует Мексика!". Вы наверняка не знали, но это величественное кинополотно, охватывающее несколько эпох мексиканской истории, положило начало национальной кинематографии Мексики.

На его творческом пути были не только безусловные удачи, его отлучали от преподавания, не разрешили доснять «Бежин Луг» (в итоге от фильма остались обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм), а последнее его детище "Иван Грозный" и вовсе вышло на экраны уже после смерти автора.

Именно поэтому любой разговор об истории отечественного кинематографа не может считаться серьезным без упоминания имени Эйзенштейна. Его научный и практический вклад в развитие киноискусства сложно переоценить. Целых три фильма Эйзенштейна попали в составленный в этом году Министерством культуры РФ список фильмов рекомендованных для изучения в школе. Этот факт также свидетельствует о том, что без знания его фильмов картинка истории нашей кинокультуры будет неполной.

 

Александра Ширяева - популярный кино-блогер. Закончила киноведческий факультет ВГИКа. Изучает историю мирового кинематографа. Является коллекционером редких кинокадров. Призывает смотреть чаще старое классическое кино, чтобы не потеряться в современном кинопроцессе.