1 сентября 2013, 07:11

Барак Обама запросил у Конгресса разрешение на военную операцию против Сирии

Фото из архива EPA/ИТАР-ТАСС
Фото из архива EPA/ИТАР-ТАСС

У американских законодателей нет однозначного мнения относительно целесообразности силовой акции

ВАШИНГТОН, 1 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/. Президент Барак Обама запросил у Конгресса США согласие на военную операцию против Сирии. Как сообщил в субботу Белый дом, он направил лидерам сената и палаты представителей проект резолюции, санкционирующей использование в этих целях вооруженных сил США.

В коротком документе, размером в одну страницу, содержится ссылка на Закон о военных полномочиях от 1973 года, в соответствии с которым президент имеет право использовать американские войска за рубежом в течение 60 дней без формального объявления войны другому государству. По Конституции США объявление войны - прерогатива Конгресса.

В постановляющей части проекта резолюции говорится: "Президент наделяется правом использовать вооруженные силы Соединенных Штатов так, как он сочтет необходимым и возможным, в связи с применением химического оружия или другого оружия массового уничтожения в конфликте в Сирии".

Как отмечается в документе, это нужно, во-первых, для того, чтобы "предотвратить или сдержать использование или распространение /в том числе передачу террористическим группировкам или другим государственным или негосударственным формированиям/ внутри, в или из Сирии любого оружия массового уничтожения, включая химическое или биологическое, а также их компонентов и материалов, пригодных для их создания". Во-вторых, это позволит "защитить Соединенные Штаты и их союзников и партнеров от угрозы, которую представляют такие вооружения".

По замыслу администрации Обамы, документ должен носить форму совместной резолюции обеих палат Конгресса. Лидер демократического большинства в сенате Гэрри Рид и спикер палаты представителей Джон Бейнер сообщили, что голосование по ней состоится не ранее 9 сентября, когда законодатели вернутся к работе после летних каникул. Правда, в сенате уже на следующей неделе пройдут публичные слушания и закрытые брифинги по поводу планов Обамы нанести удар по военным объектам в Сирии.

Выступая в субботу в Розовом саду Белого дома, Обама заявил, что считает необходимым "предпринять военную акцию против целей, принадлежащих сирийскому режиму". По его словам, эта акция "будет ограниченной по продолжительности и масштабами" и станет ответом на то, что мнению администрации США, сирийские войска использовали химическое оружие против мирных граждан. "Этой угрозе надо дать отпор", - сказал американский лидер, подчеркнув, что принял такое решение в интересах национальной безопасности США.

Обама также объявил, что "принял второе решение". "Я запрошу санкцию на использование силы у представителей американского народа в нашем Конгрессе", - сообщил президент. По его словам, в последние дни со стороны членов Конгресса раздавались призывы, "чтобы к их голосам прислушались", и он "абсолютно с этим согласен".

Отсутствие единства мнений

Решение Обамы посоветоваться и получить санкцию на использование военной силы встретило поддержку со стороны лидеров сената и палаты представителей. В то же время среди американских законодателей нет полного единства мнений относительно целесообразности такой акции, и, по мнению наблюдателей, на эту тему в Конгрессе наверняка развернутся горячие дебаты.

Например, влиятельные сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм выступили против ограниченной военной операции, призвав к более масштабным действиям. "Мы не можем, находясь в здравом уме, поддержать отдельные военные удары в Сирии, которые не являются частью общей стратегии, направленной на изменение ситуации на поле боя, достижение заявленной президентом США цели отстранения /президента САР Башара/ Асада от власти и прекращение конфликта, несущего всё большую угрозу интересам нашей национальной безопасности", - говорится в их совместном заявлении.

Некоторые законодатели, одобрившие решение Обамы посоветоваться с Конгрессом, предупредили, что хотели бы получить от администрации ответы на многие сложные вопросы. "Сирия не должна остаться безнаказанной, - заявил сенатор- республиканец Джон Корнин. - Но нам следует понять, каковы будут в целом последствия /военной операции/".

Его коллега-демократ Эдвард Марки согласился с такой точкой зрения, отметив, что предсказать, как будут развиваться события в случае ракетных ударов по сирийским объектам, пока невозможно. "Вот почему я с нетерпением ожидаю подробного обсуждения с участием всех сторон", - сказал сенатор.

Время - не главное

Насколько затянутся дебаты в Конгрессе, предсказывать никто не берется. Сам Обама заявил, что время - не главное. "Председатель Комитета начальников штабов /вооруженных сил США/ доложил мне, что мы готовы нанести удар в любой момент по своему выбору, - сказал он, выступая в Розовом саду Белого дома. - Более того, председатель КНШ указал, что для нашей способности выполнить данную миссию сроки не имеют особого значения. Она будет столь же эффективной и завтра, и на будущей неделе, и через месяц". "И я готов отдать такой приказ", - заявил президент.

Вопрос журналистов, будет ли он действовать, если Конгресс ответит отказом, остался без ответа.

"Дефицит моральной поддержки"

Представители администрации сообщили, что Обама самостоятельно принял решение получить согласие законодателей на военную операцию вопреки возражениям ряда своих ближайших советников. Президент уже был готов отдать приказ о нанесении удара по Сирии, но поменял первоначальные планы и решил заручиться поддержкой Конгресса в пятницу во второй половине дня. Сначала он изложил эту идею руководителю аппарата сотрудников Белого дома Денису Макдоноу во время получасовой прогулки в парке вокруг свой резиденции, а к 7 часам вечера собрал на совещание своих ближайших помощников. После этого его команда начала готовить текст нового заявления по Сирии и проект резолюции обеих палат Конгресса.

В субботу утром Обама провел заседание Совета национальной безопасности, на котором, в частности, присутствовали вице-президент Джозеф Байден, госсекретарь Джон Керри, министр обороны Чак Хейгел, директор национальной разведки Джеймс Клэппер, глава ЦРУ Джон Бреннан и помощник президента по национальной безопасности Сюзан Райс. Некоторые из участников встречи возражали против предложения добиваться согласия Конгресса, считая, что у президента есть все необходимые полномочия в соответствии с законом от 1973 года. Кто именно пытался отговорить его, представители администрации уточнять не стали.

Когда Обама работал еще в сенате, то заявлял, что глава государства должен начинать военные действия против другой страны только с одобрения законодательной ветви власти. В том же ключе высказывался и Байден, возглавлявший тогда фракцию демократов в верхней палате.

Нынешнее стремление Обамы разделить с Конгрессом ответственность за удар по Сирии во многом объясняется тем, что его действия испытывают явный дефицит моральной и правовой поддержки. США не сумели заручиться согласием Совета Безопасности ООН, где против американских планов выступили Россия и Китай. Не удалось им создать и широкую "коалицию желающих" - откровенное нежелание втягиваться в сирийский конфликт продемонстрировали даже некоторые ближайшие союзники Вашингтона. Неприятной неожиданностью для него стало решение парламента Великобритании не принимать участия в американской акции.

Против военного вмешательства в Сирии выступает и большинство населения США. Опрос службы "Ипсос", проведенный на этой неделе по заказу агентства Рейтер, показал, что лишь 20 проц респондентов одобряют такую операцию. Этот факт придется учитывать Конгрессу при голосовании по резолюции.

"Агрессивная" тенденция

За последние 30 лет Соединенные Штаты семь раз предпринимали односторонние военные действия против других стран без одобрения СБ ООН. Такие операции проводились в Гренаде в 1983 году, Панаме /1989/, Афганистане и Судане / 1998/, Югославии /вместе с НАТО в 1999-м/, Ираке /2003/, а также Пакистане, Йемене и Сомали /с 2002 года/.