1 ноября, 06:15
Арктика
Статья

Едет по льду и плывет по воде. Как создают уникальные уральские снегоболотоходы "Бурлак"

Снегоболотоход "Бурлак" когда-то создал энтузиаст Алексей Макаров почти "на коленках" в гараже, просто чтобы путешествовать в суровых льдах и снегах Арктики. Но быстро стало понятно, что мощную машину можно использовать не только для отдыха, но и для практических задач: поиска и спасения людей, а также в нефтяной и добывающей отраслях. Сейчас "Бурлак" производят на большом современном предприятии, развитию которого не помешали санкции
Донат Сорокин/ ТАСС

Машина для путешествий

Эта машина и не задумывалась как проект для масштабного покорения Российского Севера. Сначала просто захотели отправиться в путешествие в Арктику. Первый "Бурлак" по проекту Макарова собирали около трех месяцев и буквально вручную. Несмотря на это тогда, весной 2019 года, они вместе с такими же энтузиастами проехали на этой технике более 6 тыс. км от Нового Уренгоя до Анадыря. За 29 дней три "Бурлака" исследовали северо-восточное побережье России.

Машины справились с задачей, получили признание туристов, путешественников, охотников и рыбаков как надежные и верные спутники на Крайнем Севере. В 2023 году они установили новый скоростной рекорд в Антарктиде, пройдя примерно 1,35 тыс. км от станции "Прогресс" до станции "Восток-1" за 2,5 суток, а несколько машин попали в ряды МЧС. 

В 2024 году, 25 января, машины отправились в экспедицию "Россия 360", проехали от Мурманска до Петропавловска-Камчатского и передали эстафету другой технике. Всего им предстоит проехать вдоль всех сухопутных границ страны более 33 тыс. км через 58 регионов. Завершить путь планируется в декабре.

"Изначально вездеходная техника "Бурлак" была предназначена для достаточно узкого и специфичного круга людей, которые были увлечены путешествиями, охотой, рыбалкой. Вездеход позволял проходить большие расстояния с комфортом. Со временем он зарекомендовал себя как техника не только для путешествий, но и для каких-то практических задач, в которых нуждаются наши крупные корпоративные клиенты, в нефтяной отрасли, МЧС, то есть это и спасательные операции, и вещи, связанные с нефтедобычей и добычей полезных ископаемых", — сказал генеральный директор компании "Вездеходы "Бурлак" Владимир Уфимцев.

Бережно к Северу

Важной особенностью, отмечает заместитель главного конструктора "Вездеходов "Бурлак" Иван Лисихин, является наличие шин низкого давления размерностью 1750 на 720 мм, которые обеспечивают достаточную проходимость в условиях бездорожья на Крайнем Севере.

"Они обеспечивают малое давление на грунт, что важно в Арктике, где достаточно тонкий плодородный слой почвы, и повышают проходимость вездехода. Также еще одним преимуществом являются бортовые редукторы, которые обеспечивают надежность трансмиссии и также повышают проходимость снегоболотохода", — поясняет он.

Донат Сорокин/ ТАСС

За последние два года вездеход претерпел значительные изменения: переработана каждая система для повышения надежности и запуска серийного производства, отмечают разработчики.

"Вездеход "Бурлак" в основном состоит из отечественных узлов и агрегатов. Это связано с тем, что он используется на Российском Севере, где широко представлена техника отечественного производства, поэтому мы при конструировании машины учитывали этот фактор, что можно взять запасные части от других машин, широко распространенных на Севере, и применить их при ремонте и техническом обслуживании нашего вездехода", — поясняет коммерческий директор компании Роман Панкратьев.

Верная дорога

Машины требовали уже не просто комфорта для перемещения, но и задокументированных гарантий безопасности в самых экстренных ситуациях: разработчики пошли непростым, но единственно правильным путем — сертификация, запротоколированные испытания в условиях Крайнего Севера, где температура достигает –60 °C. Перед разработчиками встала задача вывести "Бурлак" из мастерской в масштабное заводское производство.

"Опыта развития такой техники, можно сказать, в стране немного. Нам пришлось пройти свой собственный путь, мы подобрали специальные материалы, оборудование, которое может работать с этими материалами, и предложили уже нашим клиентам модифицированный, усовершенствованный вездеход. Он прошел все их испытания, все требования удовлетворил, и мы уже вышли на первые контракты", — пояснил Уфимцев.

Для большого проекта стали требоваться и большие площади: раньше хватало и 1,5 тыс. кв. м, а сегодня производство "Бурлаков" занимает 15 тыс. кв. м и находится в Курганской области. В новых цехах разместилось самое современное оборудование.

"Отдельная история по оборудованию: в условиях санкций его купить было непросто, но благодаря поддержке правительства Курганской области заказали то, что было нужно", — добавил Уфимцев.

Санкции, говорят на предприятии, только ускорили его развитие. В "спокойное время" процесс такого обновления — эволюция производства — может занимать пять-восемь лет. Здесь же все провернули за пару лет. Текущих мощностей хватает для выпуска "Бурлаков" в серию.

Внимание к деталям

Производство важно было, даже скорее жизненно необходимо локализовать. "Бурлак" должен работать в условиях Крайнего Севера, быть надежным и не подводить. Поэтому вопрос создания собственных деталей вышел на первое место, а изначальный план использовать отечественные комплектующие позволил работать стабильно и без перебоев.

Донат Сорокин/ ТАСС

"Комплектующие, автокомпоненты… Так как техника в очень суровых условиях эксплуатируется, все детали должны быть крайне надежны, очень серьезно и точно выполнены. Мы решили производить все сами, чтобы контролировать и гарантировать качество, поэтому локализация изготовления вездеходной техники у нас достигает 80%: кроме двигателя делаем практически все, а если что-то и покупаем, то в основном отечественное", — рассказывает генеральный директор.

Осенью, 29 октября, торжественно открыли новые цеха: сейчас самые важные детали — элементы трансмиссии будут производить здесь, в Кургане. Запустили собственный цех зубообработки, теперь разработчики смогут самостоятельно производить важнейшие для вездехода комплектующие — шестерни и зубчатые колеса. Оборудование новое, с гордостью отмечает Уфимцев, по последнему слову техники.

"Мы теперь точно понимаем, что гарантию качества этих деталей можем обеспечивать. И помимо обеспечения собственного производства можем также это предлагать и на внешний рынок для всех, кто нуждается в этих деталях", — добавляет гендиректор.

Уникальная работа

В новом производственном цехе, который, конечно же, намного просторнее, светлее и чище изначальной мастерской, нас встречает мастер испытательного участка Артем Петров. Если раньше "Бурлаки" производились буквально в гараже, то сегодня цех неотличим от высокотехнологичной лаборатории.

Донат Сорокин/ ТАСС

"Наш болотоход состоит из двух частей. Нижняя часть рамы — это так называемая лодка в простонародье. На ней крепятся все силовые агрегаты: трансмиссия, двигатель, ходовая часть, ну и плюс верхняя часть кузова. Вот, она так у нас выглядит: из двух частей, из двух сварных половинок", — рассказывает Петров, отмечая, что закупленное оборудование позволит сократить ручной труд и сделать новую версию снегоболотохода "Бурлак" более технологичной.

В кузове машины располагаются жилые помещения, а также помещения для "органов управления" с местом для водителя. Особое внимание, отмечает мастер, уделяют обшивке "Бурлака" — Север диктует свои правила. Машину обшивают алюминием, и обязательно между слоем алюминия и рамой укладывается герметик, он позволит машине ходить не только по льду, но и по воде. Рама автомобиля выдерживает тот напор воды, который создается даже в реках с течением.

Каждый вездеход после окончания сборки попадает на испытательный полигон, где проходит порядка 500 км в условиях, приближенных к реальным северным условиям эксплуатации. Один из вездеходов мы тоже сможем испытать.

Донат Сорокин/ ТАСС

"В целом первые ощущения будут необычные, странные, — смеется Петров, подъезжая на "Бурлаке" к воде. Он уже не волнуется, не то что мы. Кажется, плавать в вездеходах для него привычно. — Главное, следовать балансу: скорости, веса, груза, пассажиров, потому что колеса большие, машина очень высокая, устойчивость у нее не такая, как у лодки, поэтому ее может немножко кренить на воде".

Казалось, что "Бурлак" должен начать погружаться под воду, но картина за окном не меняется — он продолжает двигаться.

"Сейчас я вообще заглушу привод. Мы просто в свободном течении плывем, у нас нет никакого крена. Машина устойчиво стоит в воде", — доволен эффектом Петров.

Прокладывая собственный путь

Развивать "Бурлак", рассказывает гендиректор, становится интересно: готового пути у бизнеса нет, что неудивительно для первопроходцев — вездеходная техника не была массовой. При этом в компании уже разработали четкий план развития. "Мы сами формируем рынок сбыта, сами разбираемся со всеми техническими сложностями эксплуатации этой машины, предлагаем альтернативу уже классическим вариантам логистических цепочек и транспортных. "Бурлаком" интересуются не только российские производители нефтепродуктов или те, кто занимается добычей, или наш МЧС, но и зарубежные", — сказал он.

Донат Сорокин/ ТАСС

По словам коммерческого директора компании Романа Панкратьева, есть факторы, благодаря которым прогнозируется повышение интереса к машине.

"Особенно актуальным сейчас становится направление по развитию арктического туризма. Наша машина как раз таки идеально подходит для этих задач: она безопасна, экологична — не вредит почвенному слою. Также наша машина актуальна для оказания медицинских услуг удаленным регионам, то есть мы можем доставлять людей, соответственно, по земле и оказывать медицинскую помощь на местах, включая диспансеризацию. С развитием Северного морского пути актуальной становится и перевозка грузов по земле, и как раз таки всесезонное использование вездеходов "Бурлак" позволит решать эту задачу", — подытожил Роман Панкратьев.

Виктория Ивонина