Первое свидание
Елизавета Мукасей родилась 29 марта 1912 года в Уфе. В конце 1917-го, спасаясь от голода и разрухи, ее семья переехала в Ташкент. Там Елизавета успешно закончила школу-интернат, в которой, как вспоминала позже знаменитая разведчица, вместе с ней жили и учились около тысячи детей со всей России.
В 1929 году Елизавета Мукасей поступила на биологический факультет Ленинградского университета. Там она познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Мукасеем, который в то время работал секретарем комсомольской организации университета. Их встреча была случайной, в очереди к зубному врачу, а первое свидание прошло в скромной студенческой столовой.
Мы пришли в столовую, никого не было, кроме одной официантки, которая, всплеснув руками, воскликнула: "А, Миша!" На что он ответил: "Дайте нам по две порции винегрета с двумя кусками черного хлеба" (белого тогда мы никогда не видели). Мы запили чаем из какого-то суррогата и пошли в общежитие, где я жила с девчатами, а Миша жил с одним товарищем — его фамилия Свистунов. С этого дня — 1 мая 1931 года — начался наш роман
Курс на Запад
В 1937 году Михаила Мукасея, к тому времени уже законного супруга Елизаветы, направили на курсы Школы разведуправления Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Вскоре после окончания учебного заведения Михаил Мукасей получил первое задание — добывать важные для страны сведения на посту руководителя консульства СССР в Лос-Анджелесе.
"Главная функция моего руководства состояла в том, чтобы уметь вдохновить людей на выполнение опасных и труднейших задач, требующих от каждого зачастую нечеловеческих усилий. Другим словом, мне предстояло возглавить работу по выявлению наиболее засекреченных и тщательно охраняемых государственных тайн США, а также сведений, которые нельзя было получить с помощью официальных дипломатических приемов или с помощью средств массовой информации", — вспоминал Михаил Мукасей, работавший в США под позывным "Зефир".
Казалось, богемный Лос-Анджелес, в котором уже тогда работала знаменитая на весь мир фабрика грез — Голливуд, не представлял особого интереса для военной разведки. Тем не менее, как рассказывали ветераны разведки, там можно было легко познакомиться с представителями американской культуры, вхожими во властные круги и, соответсвенно, владевшими ценной информацией.
Вскоре к Михаилу из СССР приехали его жена Елизавета, получившая псевдоним "Эльза", и двое их детей — Анатолий и Элла. Гостеприимная семья консула начала активную светскую жизнь. В их доме бывали звезды первой величины, а писатель Теодор Драйзер называл их по-приятельски Майкл и Лиз. Драйзер, по словам Мукасея, любил Россию и однажды подарил Елизавете драгоценную брошку в виде Жар-птицы, которую он считал русским символом свободы.
За пять лет работы в Лос-Анджелесе дети наши выросли, мы тоже повзрослели, освоились с работой, языком, познакомились с интересными людьми, встречались с Чарли Чаплином, Орсоном Уэллсом (известный актер и режиссер кино и театра), знаменитым дирижером Стоковским, писателем Драйзером. Мы оставили свои следы доброжелательности и уважения к нашей стране
Спустя много лет после американской спецкомандировки Михаила и Елизаветы Мукасей их сын Анатолий рассказывал, как отец учил пить русскую водку самого Чарли Чаплина.
"Великий актер любил это дело, если с разговорами и закусочкой. У Чаплина в Голливуде был свой просмотровый зал, и однажды он пригласил маму с папой на самый первый просмотр фильма "Великий диктатор". Никогда не забуду, как после ужина под столом, накрытым длинной скатертью, я играл с другим подвыпившим дядей — Теодором Драйзером", — вспоминал ставший впоследствии знаменитым кинооператором Анатолий Мукасей.
К слову, именно Голливуд, частью которого на время стала семья советских разведчиков, сыграл решающую роль при выборе профессии Мукасея-младшего. В качестве главного оператора он работал над любимыми всеми фильмами "Берегись автомобиля", "Большая перемена", "Виват, гардемарины!", "Чучело", "Нос", "Дульсинея Тобосская", "Принцесса цирка", снимал один первых российских телесериалов "Тайны дворцовых переворотов".
Но тогда, в начале 1940-х, Анатолий, которому тогда было всего пять лет, даже не догадывался, чем на самом деле были заняты его родители в США. А они за время этой командировки помогли собрать ценные сведения о политической ситуации в стране накануне Великой Отечественной войны, наладили работу резидентуры в советском консульстве, спасли от разоблачения и переправили в СССР разведчика-нелегала под позывным "Амиго". Михаилу Мукасею удалось тайно перевезти его из Мексики в США, а затем устроить матросом на одно из торговых судов, которое следовало из Калифорнии к берегам Советского Союза.
Его настоящие имя и фамилия мне неизвестны. Описывать характер разведывательной деятельности со всеми ее подробностями вряд ли имеет смысл, потому что во многих публикациях подробно были описаны работы такого характера. Я лишь хочу напомнить, что разведывательная работа — очень сложная и опасная профессия. Но, несмотря на опасность, большинство государств с незапамятных времен ведут разведку, с тем чтобы выявить истинные намерения и действия стран, которыми они по многим причинам интересуются в области политики, техники, военного дела
Уроки МХАТа
В 1943 году Михаил и Елизавета Мукасей вернулись в Советский Союз. Михаил стал работать заместителем начальника учебной части разведшколы, его супруга — секретарем художественного совета МХАТа. Там на специальных курсах она познакомилась с методикой перевоплощения, которая, как рассказывала разведчица, сильно помогла ей в будущем. В 1947-м "Зефиру" и "Эльзе" было поручено организовать нелегальный пункт двусторонней связи в Западной Европе, где им предстояло на долгие годы вжиться в образ граждан другой страны.
"В театре актер, играющий иностранца, может изобразить образ не совсем правильно. Разведчик, находящийся в особых условиях, на протяжении всей работы должен строго соблюдать и никогда не забывать свое "происхождение", в совершенстве владеть языком в соответствии с легендой. Фактически разведчик-нелегал ни днем, ни ночью не имеет права забывать человека, по легенде которого он живет и работает (этот человек может существовать, а может быть и выдуманным)", — вспоминал Мукасей.
Задача осложнялась и тем, что по легенде он и его жена во время фашисткой оккупации находились в еврейском гетто. Таким образом, им предстояло принять на себя роль людей, прошедших чудовищные испытания.
В легенде содержались новая национальность, новое место рождения, религия, города и местности, где будто бы я жила и училась. Все подкреплялось соответствующими датами и документами. Это была основа. Но нужно было еще освоить самое тяжелое — изучить радиодело, то есть освоить азбуку Морзе, с тем чтобы уметь работать связисткой по односторонней и двусторонней связи с центром. Началась кропотливая, изнурительная учеба
В 1950-м, оставив детей и пожилую маму Елизаветы в Москве, чета советских разведчиков уехала в Европу в командировку, которая длилась без малого 20 лет. За это время легенда не раз менялась, и однажды "Эльзе" пришлось на время стать полячкой, да к тому же дочерью священника. Позднее Елизавета Мукасей вспоминала, как в то время ей пришлось срочно учить не только польский язык, но и все католические молитвы.
"Все окружающие верили, что перед ними полячка. Я входила в общество, не боясь, что меня уличат, что я "другая". Был только один случай, когда зоркая полька сказала мне: "У вас русский акцент". На что я смело ответила: "Это от бабки, она меня растила, она была русская, прекрасная моя бабушка". Такой ответ умилил окружающих, а я перешла на другой разговор", — рассказывала знаменитая разведчица в своих мемуарах.
"Зефир" и "Эльза" в Израиле
В 1963 году центр решает вернуть нелегалов домой, но уже через два года их вновь отправляют в Западную Европу, а затем в Израиль, который в то время воевал с Египтом. "Зефир" и "Эльза" получили задание на месте собрать всю возможную экономическую и военно-политическую информацию, а также узнать, что израильские власти собирались делать с захваченными ими территориями. По новой "израильской" легенде чета Мукасей представлялась богатыми европейцами, желавшими приобрести роскошные апартаменты у моря. Сняв квартиру в центре Тель-Авива, нелегалы быстро завели нужные знакомства и объездили практически всю страну. Бывали в гостях и у высокопоставленных государственных чиновников, что помогало добывать самую секретную информацию.
Их последняя командировка закончилась в 1977-м. Разведчиков-нелегалов Елизавету и Михаила Мукасей вернули на родину. "Зефир" и "Эльза" стали преподавателями одного из военных вузов, участвовали в создании учебников и пособий для разведшкол.
В 2005-м в рамках премии "Российский национальный олимп" супругам как выдающимся разведчикам-нелегалам присвоили почетный титул "Человек-легенда".
Василий Кучушев
В статье использованы фрагменты из книги Михаила Мукасея "Зефир" и "Эльза". Разведчики-нелегалы".
ТАСС благодарит за помощь в создании материала пресс-бюро СВР РФ.