Страница 1
Парад Победы 9 мая в Москве должен стать самым масштабным в современной истории России. В нем примут участие почти 200 единиц военной техники.
Впервые по Красной площади пройдут артиллерийские установки нового поколения "Коалиция-СВ", стратегические ракетные комплексы "Яр", комплекс "Корнет- Д", перспективный танк "Армата", боевая машина пехоты "Курганец", боевая машина десанта БМД-4М и другие новинки.
Среди них, особо выделяются две главные боевые машины – первый российский танк "Армата" и БМП "Курганец".
О том, как управляется необитаемая башня "Арматы" и зачем в "Курганце" нужен пульт для геймпада, в интервью ТАСС рассказали создатели новейшей российской военной техники: заместитель гендиректора корпорации "Уралвагонзавод" Вячеслав Халитов и вице-президент и совладелец концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков.
Боевая машина пехоты "Курганец"
Новая страница 2
Несокрушимый танк "Армата"
Почему возникла необходимость создания танка, как управляется необитаемая башня, а также о том, сколько модификаций будет у боевой платформы "Арматы", в интервью ТАСС рассказал заместитель гендиректора корпорации "Уралвагонзавод" Вячеслав Халитов.
- Как все-таки правильно называть танк: "Армата" или Т-14?
- "Армата" - это название опытно-конструкторской работы (ОКР), но если Минобороны примет это название в качестве основного, как, например, "Тополь" или "Хризантема", то по завершении ОКР танк будет называться Т-14 "Армата".
- Почему возникла необходимость создания нового танка?
- Дело не столько в технических характеристиках, сколько в том, что в современной России не было своего танка. Все, что сейчас находится в войсках - это советские машины. Даже Т-90, принятый в начале 90-х годов на вооружение, практически разработан был в Советском Союзе. "Армата" - это полностью российский танк, начиная от самой идеи, заканчивая реализацией. Он полностью независим от поставок зарубежных комплектующих, за исключением небольших элементов.
- Главной отличительной чертой "Арматы" является необитаемая башня. Есть ли минусы у этого решения?
- Плюсов в любом случае больше, ведь главными целями при создании необитаемого боевого модуля были обеспечение живучести танка и выживаемости экипажа. Эта технология позволила изолировать людей от боеприпасов и топлива. То есть при поражении машины вероятность выживания экипажа очень высока, так как бронекапсула хорошо защищена со всех сторон. Вторая важнейшая задача, как я уже сказал, это обеспечение живучести машины, потому что на поле боя танк должен как можно дольше находиться в строю. От этого зависит боевой потенциал подразделения в целом.
- Что делать экипажу при повреждении системы управления огнем? Возможно ли будет наводить пушку и стрелять вручную?
- При разработке "Арматы" мы исходили из дублирования любого процесса. Например, в системе управления огнем предусмотрена возможность вручную управлять орудием и производить выстрелы.
"Армата" устойчива даже к непредвиденным действиям экипажа. Машина сама предупреждает о возможной поломке, благодаря информационно-управляющей системе. Если раньше мы ждали, когда наступит поломка, то сейчас система заранее предупреждает об этом.
- Правда ли, что при повреждении "Армата" сможет без участия экипажа уехать с поля боя в безопасное место?
- Оборудование "Арматы" позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше приходилось делать экипажу вручную, в том числе и дистанционное управление движением машины. Не исключено, что будущие войны будут уже без участия человека, поэтому мы предусмотрели в "Армате" возможность роботизации. Только торопиться здесь не надо, потому что для реализации этой идеи нужно создать такой интеллект, который мог бы просчитывать обстановку на поле боя, и исходя из этого принимать правильное решение. Пока что это может сделать только человек.
- Сколько модификаций будет у боевой платформы "Армата", кроме танка и БМП?
- Сейчас создается бронированная ремонтно-эвакуационная машина, которая будет решать задачи эвакуации и ремонта, а вообще на платформе "Армата" предусмотрен широкий типоряд. Все перспективные модификации буду зависеть от заказчика. Мы готовы выполнить любую задачу, потому что нами создана универсальная платформа с возможностью различных вариантов расположения силового блока (нос, центр, корма). Благодаря этому на машине можно разместить любое специальное оборудование и вооружение.
- Минобороны дало добро на демонстрацию "Арматы" на выставке в Нижнем Тагиле?
- Мы надеемся на то, что Минобороны пойдет нам навстречу и разрешит демонстрацию "Арматы" на Международной выставке вооружений и военной техники Russia Arms Expo 2015. Но даже если это состоится, это будет закрытый демонстрационный показ, так как машина является секретной. Преждевременно нельзя показывать "Армату", тем более нашим коллегам с Запада, которые однозначно будут приглашены на выставку.
Беседовал Алексей Паньшин
(ТАСС, Москва)
Новая страница 3
Боевая машина пехоты "Курганец"
Когда "Курганец" поступит на вооружение, в чем отличие машины от предыдущих версий, а также о том, почему пульт управления БМП похож на геймпад для "Sony Playstation", в интервью ТАСС рассказал вице-президент и совладелец концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков.
- Что принципиально нового в "Курганце"?
- Любая военная техника разрабатывается на основе тактико-технического задания Министерства обороны. И нередко конструкторам приходится ломать голову над тем, как совместить, казалось бы, несовместимое.
Так, на "Курганце" приоритетным требованием стало обеспечение комплексной защиты личного состава. И мы предложили на сегодняшний день беспрецедентный ее уровень, предусмотрев, кроме пассивной брони с керамическими панелями, своеобразный "защитный купол", состоящий из комплексов активной защиты и защиты с верхней полусферы, систем постановки завес и электромагнитной защиты. Это привело к увеличению массы машины, но конструкторы вместе с тем сумели обеспечить машине способность преодолевать водные преграды без предварительной подготовки, а это бесспорное превосходство по проходимости.
Существенное отличие "Курганца" - необитаемое боевое отделение. С одной стороны, нам нет необходимости обеспечивать высокий уровень его защиты, с другой, возникает вопрос - как обеспечить качественное управление боевым отделением, ведь ситуации могут возникать самые непредсказуемые. И тут еще много дилемм предстоит разрешить.
На "Курганце" реализован принцип идеологии цифрового борта, расширяющий автоматизацию процессов управления и вооружением, и машиной в целом, а также интеграцию машины в единую систему управления тактическим звеном. Прицельные комплексы с тепловизионными каналами обеспечивают возможность ведения боевых действий как днем, так и ночью. А командир машины при необходимости может полностью взять управление вооружением на себя. Программно-технический комплекс позволяет передавать информацию об обнаруженных или пораженных целях вышестоящему командиру, и получать такую же информацию от разведывательных и других боевых подразделений в реальном масштабе времени.
- Какие нововведения в управлении машиной?
- Два года потратил на то, чтобы убедить конструкторов сделать пульт в "Курганце" похожим на геймпад "Sony Playstation", чтобы молодому бойцу было проще ориентироваться. Мы исходили из функциональности: правая рука, левая рука. Тем более, подобную форму люди отрабатывали десятилетиями. По большому счету можно и руль поставить. Это же, понимаете, вопрос объема, места. Проводили испытания на манекенах, потому что какие-то выступы обычно и не заметны. Рулевая колонка, как оказалось, реально опасна для грудной клетки при ударе, при вылезании. Она занимает много места, но ничего не дает.
- Почему на "Курганце" вернулись к переднему расположению двигателя?
- Дело в том, что переднее расположение мотора обеспечивает более безопасную высадку десанта через кормовую аппарель под прикрытием корпуса машины. Кроме того, подобная компоновка позволяет увеличить пространство десантного отделения в корме. Но тут же возникает проблема: из-за переноса двигателя смещается центр тяжести, и нос машины при форсировании водной преграды может "зарываться" в волну. На "Курганце" нашими разработчиками найдено техническое решение для балансировки задней и передней части машины, идущей по водной поверхности.
- Когда БМП на платформе "Курганец-25" может поступить на вооружение?
- Опытно-конструкторская работа по созданию машин на платформе "Курганец-25" не завершена. Опытные образцы будут подвергнуты предварительным, а затем и государственным испытаниям. Так что касательно новой платформы, то могу сказать так: Минобороны России уже заказало для опытной эксплуатации партию БМП "Курганец". Если все пойдет хорошо, то полноценное серийное производство машин планируется организовать в 2017-2018 годах.
- Как вообще проходят испытания машин такого типа? Что проверяется? На что военные обращают внимание больше всего?
- В ходе государственных испытаний таких машин военными проверяется выполнение каждого требования, изложенного в тактико-техническом задании. Испытаниям подвергаются несколько образцов, а сами испытания проходят в разных климатических районах России. Проверяется даже способность выхода с десантных кораблей и захода на них в морских условиях при волнении до 3 баллов. По поводу "Курганца" министерство обороны идет достаточно широким шагом, желая получить их быстрее. Машины поступают в разные военные части, каждая из которых имеет свои конкретные задачи. Что скажут химики, разведчики? Почему и нужны модификации.
Когда мы отдали партию БМД-4М десантникам, они начали их "убивать", специально естественно. Набирают скорость 90 км/час, и раз за разом делают поворот на 90 градусов. И ждут, когда что-нибудь сломается. После 40-го поворота, к примеру, появляется трещина на балансире. КБ считает – это реально конструктивный дефект, требующий корректировки конструкторской документации для его исключения в будущем. Испытание - это серьезная вещь.
Мы, кстати, специально просили командующего ВДВ Владимира Анатольевича Шаманова, чтобы он прислал к нам командира той части, где испытывали БМД-4М. Разговор получился нелицеприятный. Десантник справедливо заметил одну вещь, которую, в общем, мы иногда не ощущаем. Он сказал: "Вы воспринимаете нас, как людей, которые в этих машинах будут воевать, а мы - те люди, которые в этих машинах будут умирать. И нам не хотелось бы, чтобы это случилось из-за того, что отказала трансмиссия или сломался балансир". Это, кстати, произвело очень большое впечатление на наших конструкторов, они долго потом не могли прийти в себя.
Военные принимают машины неимоверно жестко – можете не сомневаться. Отправляясь за рубеж, она проходит жесточайшую военную приемку, потому что никто не может допустить позора. Так же и у себя в стране. С каким бы партнером ни работали, сроки соблюдаются - хоть умри, а поставь день в день. У военных все правильно сделано, не проскочишь.
Беседовал Алексей Паньшин
(ТАСС, Москва)