Все новости

От "Медведя" до "Белого лебедя": бомбардировщики ВВС России

Ту-22М3
© ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин
55 лет назад совершил первый полет советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22

 

21 июня 1960 года свой первый полет совершил бомбардировщик Ту-22, положивший начало легендарному "семейству" сверхзвуковых машин конструкции КБ Туполева. За полувековую историю самолет прошел сложный путь модернизации и подвергался десяткам испытаний.

В результате такой "эволюции" ВВС России получили последнюю модификацию - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3. Данная модель предназначена для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей днем и ночью в любых метеоусловиях. Всего было построено около пятисот Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета - 2 тысячи км/ч, практическая дальность - 7 тысяч км, практический потолок - 14 тысяч метров. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты с обычным или ядерным зарядом. В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов этой модели.

О других бомбардировщиках, стоящих на вооружении ВВС России, - в материале ТАСС.

Ту-160

Ту-95МС

Су-24

Су-34

 

Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главный конструктор - Валентин Близнюк.

Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 года. Принята на вооружение ВВС СССР в 1987 году. Максимальная скорость - 2 тысячи км/ч, практическая дальность - 12 тысяч 300 км,  практический потолок - 21 тысячи метров. Экипаж - 4 человека. Вооружение - до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Продолжительность полета - до 15 часов. Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВВС России. 

До 2020 года ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

 

Ту-95МС

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. По кодификации НАТО: Bear - "Медведь". Предназначен для поражения  ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главный конструктор - Николай Базенков. Самолет создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22.

Первый полет совершил в сентябре 1979 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году. Максимальна скорость - 850 км/ч, практическая дальность - до 11 тысяч км, практический потолок - 10,5 тысяч метров. Экипаж - 7 человек. Вооружение - крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм.

В настоящее время на вооружении ВВС России состоит порядка 30 единиц. Ведется модернизация до версии Ту-95МСМ, что позволит продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 года.

 

Су-24

Всепогодный фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах. Главный конструктор - Евгений Фельснер.

Су-24 AP Photo /Xinhua, Li Gang
Описание
Су-24
© AP Photo /Xinhua, Li Gang

Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года. Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1 тысячи 400 самолетов.  Максимальная скорость - 1400 км/ч, практическая дальность - 2 тысячи 850 км, практический потолок - 11 тысяч метров. Экипаж - 2 человека. Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески может нести ракеты ракеты "воздух-поверхность" и "воздух-воздух", неуправляемые и корректируемые авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.

В настоящие время состоит на вооружении ВВС России, а также Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины. Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.

 

Су-34

Всепогодный фронтовой бомбардировщик, модернизация истребителя Су-27. 

Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника. Главный конструктор - Роллан Мартиросов. Первый полет совершил 13 апреля 1990 года. На вооружение ВВС России принят 20 марта 2014 года. Серийно производится с 2006 года на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Максимальная скорость - 1900 км/ч, дальность полета - до 4,5 тысяч км без дозаправки (7 тысяч - с дозаправкой), практический потолок - 14,6 тысяч метров. Экипаж - 2 человека. Вооружение - пушка калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы. 

По информации из открытых источников, в декабре 2014 года на вооружении ВВС России состояло 55 единиц Су-34. Всего Минобороны РФ намерено принять на вооружение 120 Су-34.