8 мая, 14:00
Статья

"Без нас в зоне СВО никуда". Военный автоинспектор Елена Ершова — о своей работе

Прапорщик Елена Ершова — военнослужащая Военной автомобильной инспекции (ВАИ). Хрупкая девушка с позывным Вишня побывала уже в двух служебных командировках в зоне спецоперации. Кто такие те, кого военные в своем кругу называют "ваишники", что входит в их обязанности и сложно ли женщине стать военным автоинспектором — в материале ТАСС
Елена Ершова. Валерий Шарифулин​/ ТАСС
Елена Ершова

Елена с детства увлекалась автомобилями и их устройством, играла с мальчишками в футбол, баскетбол и войнушку. В 18 лет пошла учиться в автошколу, где вместе с другими учениками образовала команду и начала участвовать в гонках. "Мама говорила: и почему ты родилась не мальчиком? Но они меня знают и знают также, что спорить и переубеждать бесполезно. Хотя в семье всегда относились к моим увлечениям с пониманием и поддерживали", — говорит Ершова.

Период гонок длился недолго. Автоспорт требовал довольно больших затрат, да и совмещать соревнования с учебой было трудно. После 11-го класса Елена поступила на экономический факультет, но вскоре поняла, что это совершенно не ее. Наконец, она узнала о специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" в Санкт-Петербургском государственном горном университете. Учеба была непростой. Из 70 студентов до выпуска дошло меньше половины. Вместе с Еленой на курсе учились только две девочки, и в итоге все они успешно стали дипломированными специалистами. Но по специальности продолжила работать только Ершова.

После выпуска она долго искала работу, пыталась устроиться в разные места.

В моем окружении все реагировали с предубеждением. Девушка, да с такой специальностью — где же ты будешь работать? А я всегда верила, что у меня есть шанс. Есть мужские профессии, где работают и женщины, и отлично справляются со своими обязанностями
Елена Ершова
военнослужащая ВАИ

Карьеру военнослужащей Елена начала в артиллерийской бригаде в Ленинградской области в должности радиотелефониста.

Затем ей выпал шанс устроиться в Военную автомобильную инспекцию в Санкт-Петербурге. Елена успешно прошла собеседование и оказалась в ВАИ. "Когда я только начинала работать, некоторые не верили, что женщина справится с этой работой. Но я доказала, что могу быть наравне с офицерами, выполнять такую же сложную работу, как и они", — рассказывает специалист.

"Без нас в зоне СВО никак"

Основной задачей инспекторов ВАИ в зоне проведения СВО является обеспечение безопасности дорожного движения. Это огромный комплекс мероприятий, включающий в себя сопровождение воинских колонн, регулирование дорожного движения на основных маршрутах движения воинского транспорта, обеспечение безопасности дорожного движения в ходе погрузки и разгрузки воинских эшелонов, контроль за соблюдением военными водителями правил дорожного движения и многое другое. Сейчас инспекторы ВАИ круглосуточно трудятся в зоне специальной военной операции и доблестно выполняют свой воинский долг.

Отдельное внимание военные автоинспекторы уделяют обеспечению безопасности в ходе сопровождения автоколонн. Специалисты участвуют в проработке маршрутов, выбирая самые безопасные пути. Зачастую на пути следования колонны дороги могут быть в плохом состоянии. Также могут возникать заторы, ДТП или иные опасности, и нужно оперативно искать обходные пути. Кроме того, инспектор ВАИ — именно тот человек, который должен подсказать альтернативный маршрут для объезда опасного участка в случае обстрела или поступлении информации об обнаружении диверсионно-разведывательной группы.

Инспекторы ВАИ — важнейшее звено в зоне СВО. Именно эти специалисты помогают колоннам не сбиться с пути и прибыть в заданное место в нужное время. "Мы знаем обходные пути, свои маршруты, где можно безопасно сопровождать колонну. Постоянно меняем место дислокации. Можем в последний момент изменить маршрут, потому что знаем, что там сейчас опасно. Инспектору надо моментально среагировать, чтобы не допустить гибели и травматизма личного состава. Мы предельно осторожны и аккуратны и планируем все от А до Я", — говорит Ершова.

Елена Ершова была командирована в зону СВО дважды. В общей сложности она провела в зоне спецоперации больше трех месяцев, выполняла задачи на территории Луганской Народной Республики. "Родители, конечно, были очень удивлены. Но сказали: мы знаем, что ты все равно поедешь. Переживали за меня. Мои дочери, Валерия и Варвара, у меня уже взрослые, они готовы к самостоятельной жизни, все умеют. Так что по этому поводу я не переживаю", — рассказывает Ершова.

В ходе несения дорожно-патрульной службы в зоне СВО Елена занималась обеспечением безопасности дорожного движения. "У инспекторов ВАИ очень важные задачи, без нас в зоне СВО никак. Потому что работает крупногабаритная техника, там есть населенные пункты, мирные жители. Водители разные. Военные автоинспекторы проводят с водителями огромную работу, чтобы не допустить аварийности, чтобы не пострадали мирные жители или гражданские водители", — говорит инспектор.

"Сначала все были в шоке"

Елена рассказывает, что отправляться в зону боевых действий ей было не страшно. Однако уже на месте пришлось столкнуться с опасными инцидентами. "Один раз мы находились на посту, время — 05:30 утра. Была ракетная атака, неподалеку работала система ПВО. Все обошлось, никто не пострадал. На второй день пошла повторная атака, от стоящего неподалеку здания ничего почти не осталось. После такого начинаешь осторожничать. Любой звук заставляет смотреть наверх и по сторонам. Но приходится брать себя в руки и продолжать выполнять профессиональные обязанности", — рассказывает Ершова.

Среди военных автоинспекторов, выполняющих служебные обязанности в зоне СВО, Елена Ершова была единственной женщиной. "Реагировали с улыбкой. Сначала все были в шоке, а потом привыкли. Мы, инспекторы ВАИ, несем службу в балаклавах. Я задавалась вопросом, откуда водитель заранее знает, что на посту стоит девушка, ведь расстояние приличное. А люди говорят, что уже со стороны было все понятно, потому что я миниатюрная", — смеется она.

Особенно Елене запомнились праздничные дни 8 Марта. Среди наших военнослужащих распространилась информация, что на одном из направлений несет службу девушка-инспектор. Мужчины решили по-особенному поздравить ее в этот день, чтобы поднять храброй девушке настроение.

Этот рабочий день складывался как обычно. Елена проверяла документы очередного водителя, и тут в окошко постучался мужчина в форме. "Думала, он хочет что-то спросить, и попросила немного подождать. А когда опустила окошко, то увидела огромный букет цветов. Мужчина поздравил, вручил мне стакан с кофе, стихи рассказывал. Сказал, что хочет меня поздравить с наступающим праздником. И весь день мне мужчины дарили цветы, мягкие игрушки, шоколадки. Было очень приятно. Мне кажется, они больше себе поднимали настроение. Военнослужащим было приятно в зоне СВО поздравить девушку с 8 Марта", — говорит инспектор.

Парад Победы

Военнослужащие ВАИ традиционно принимают активное участие в организации парада Победы 9 Мая.

Я участвовала в проведении парада Победы на Дворцовой площади, а также Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге. Главная задача военнослужащих ВАИ в ходе парадов — сопровождение техники и обеспечение безопасности дорожного движения
Елена Ершова
военнослужащая ВАИ

По ее словам, подготовка к проведению парадов всегда начинается заранее.

"Соответственно, процесс должен быть выстроен четко и отлаженно, чтобы не было дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время многие инспекторы ВАИ выполняют служебные обязанности в зоне СВО, но тем не менее парады проводятся на высоком уровне", — отмечает Ершова.

"Добились важных результатов"

Инспектор считает, что некоторые склонны незаслуженно преуменьшать важность задач инспекторов ВАИ. "Есть люди, которые думают: ну ВАИ и ВАИ. А на самом деле мы проводим масштабную работу. Может быть, со стороны эту работу и не видно, но она ведется", — говорит Ершова. У каждого из инспекторов есть основное направление деятельности и общие обязанности. В том числе это дорожная служба и пропаганда безопасности дорожного движения. "Я веду работу с курсантами, кадетами, воспитанницами пансиона Минобороны РФ, участвую в проведении детских конкурсов", — рассказывает Ершова.

Инспекторы ВАИ проводят целый ряд профилактических акций, направленных на повышение дорожно-транспортной дисциплины у водителей транспортных средств Вооруженных сил РФ, а также на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. В их числе такие известные акции, как "Ремень безопасности".

Мы прививаем культуру вождения нашим военнослужащим. Если сравнить предыдущие годы и сегодняшний день, мы добились очень важных результатов. Все водители ездят пристегнутыми, пассажиры также пристегиваются. Водители соблюдают ПДД и уважают гражданских водителей. Это значит, что мы ведем свою работу не просто так
Елена Ершова
военнослужащая ВАИ

За период службы в ВАИ Елена Ершова успела поработать оператором Военной автомобильной инспекции Западного военного округа (ЗВО). Продолжила службу на должности техника в Военной автомобильной инспекции Санкт-Петербурга, а после возвращения из зоны СВО назначена в региональную автоинспекцию Московского военного округа. "Мои коллеги в основном мужчины. Когда я только начинала службу в ВАИ, то вникала в какие-то рабочие моменты, особенности, иногда было сложно. Сейчас трудностей нет, коллектив у нас дружный, все хорошо", — отмечает инспектор.

Свое будущее Елена Ершова связывает именно с ВАИ и делает все для того, чтобы стать офицером. "Конечно, я бы хотела построить карьеру именно в Военной автомобильной инспекции и добиться высоких результатов. Безусловно, этот вопрос на усмотрении руководящего состава, но мне бы хотелось стать первой женщиной в ВАИ, получившей офицерское звание. Это моя мечта. Надеюсь, что она обязательно сбудется", — говорит она.

Екатерина Адамова