7 июля 2015, 11:29

Газпромбанк и ВТБ24 войдут в список уполномоченных банков по контролю средств ГОЗ

Замминистра обороны РФ Татьяна Шевцова. Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Замминистра обороны РФ Татьяна Шевцова

Создание системы уполномоченных банков призвано гарантировать целевое проведение платежей по контрактам

МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Газпромбанк и ВТБ24 наряду с ВТБ, Сбербанком и Россельхозбанком войдут в систему уполномоченных банков в рамках нового закона о контроле средств гособоронзаказа, сообщила сегодня журналистам замминистра обороны РФ Татьяна Шевцова.

Создание системы уполномоченных банков призвано гарантировать целевое проведение платежей по контрактам. Ранее в Минобороны подчеркивали, что этот институт позволит предотвратить хищения.

"В законе определены критерии такого банка: прямое или косвенное участие государства в объеме 50 и более процентов, уставный капитал 100 млрд рублей и разветвленная сеть. Это Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ВТБ24 и Газпромбанк", - перечислила Шевцова.

Кроме того, по решению президента и правительства РФ в это перечень может быть включен какой-либо другой банк.

О прозрачности денежных потоков

Кроме того, по мнению замминистра обороны РФ, новый законопроект о контроле средств гособоронзаказа позволит "окрасить" каждый казенный рубль, выделенный на эти цели.

"Закон прямо запрещает те операции, которые не идут на прямое выполнение гособоронзаказа. Это приобретение ценных бумаг, драгоценных металлов в слитках, выплата авансов по процентам и ряд других. Это профилактика направления средств на цели, не предусмотренные контрактом", - отметила замглавы военного ведомства.

Она напомнила, что документ предусматривает создание системы уполномоченных банков, которые гарантируют целевое проведение платежей. Другим инструментом является система специальных счетов. Как пояснила Шевцова, для каждого госконтракта будет открываться отдельный специальный счет, деньги с которого нельзя будет направлять на цели, не предусмотренные контрактов.

Третьим элементом является система идентификационного номера. "Данная система - "окрасить" денежный поток, отделить его от общей денежной массы предприятия и обеспечить прозрачность денежных потоков по всей цепочке исполнителей", - подчеркнула замминистра.

По ее словам, в рамках нового закона головной исполнитель госконтракта с Минобороны будет обращаться в уполномоченный банк, открывать там отдельный счет и указывать уникальный идентификационный номер контракта, который присваивается военным ведомством. Этот же номер будут по цепочке указывать все контрагенты, участвующие в исполнении этого контракта. Вся информация, проходя через уполномоченный банк, будет аккумулироваться в Национальном центре управления обороной.

О новой системе контроля

По словам Шевцовой, Минобороны РФ обеспечит информационный обмен между всеми ведомствами в рамках новой системы контроля средств гособоронзаказа и предоставит головным исполнителям доступ к этим данным.

"Мы будем с каждым ведомством подписывать соглашение об информационном обмене, где будут прописаны объемы доступа к информации в нашей базе. Через Национальный центр обороны будет открыта возможность в эту базу входить, что повысит уровень управленческих решений. И каждый головной исполнитель будет видеть движение средств по абсолютно всей цепочке кооперации", - сказала Шевцова.

Она уточнила, что к базе данных о расчетах по гособоронзаказу помимо головных исполнителей получат доступ государственные заказчики, Минпромторг, Росфинмониторинг, Счетная палата и Федеральная антимонопольная служба.

Новый закон о контроле средств гособоронзаказа не предусматривает создания новых контролирующих органов и не является "карательным" для бизнеса, заявила Шевцова.

"Мы не контролирующее и не карательное ведомство. Для нас стоял один вопрос - следить за целевым использованием государственных средств. Сегодня мы создали инструмент, который позволит увидеть, куда идут средства, выделенные в рамках гособоронзаказа", - подчеркнула замминистра.

По ее словам, новая система построена на работе с данными, которые и раньше были у банков, государственных органов и головных исполнителей гособоронзаказа, однако картина была разобщенной и не давала полного представления о состоянии дел в отрасли.

"Система достаточно жесткая и для того чтобы не зарегламентировать предприятия, в законе есть перечень операций, которые они не обязаны проводить через отдельные счета", - отметила Шевцова. В этот перечень входит выплата зарплат, налоговые взносы, расходы на коммунальные платежи.

"Мы дали возможность ежемесячно списывать по каждому контракту не более 3 млн рублей на какие-то небольшие хозяйственные или непредвиденные расходы. Эти траты находятся под контролем Росфинмониторинга", - добавила Шевцова.

Об инструментах общения

Замминистра обороны РФ также сообщила, что военное ведомство с помощью своего сайта будет в течение суток отвечать на вопросы по новой системе контроля за использованием средств гособоронзаказа.

"У нас уже сейчас на сайте Минобороны открыт раздел, куда представители оборонки могут войти и оставить обращение. Мы будем стараться в течение суток ответить по тем вопросам, которые у них возникают", - пояснила Шевцова.

Закон о межведомственной системе контроля за использованием бюджетных средств в рамках гособоронзаказа вступил в силу с 1 июля. Он предполагает формирование системы на основе баз данных о выполнении гособоронзаказа, головном исполнителе и участниках поставок соответствующей продукции. Кроме того, предусмотрено создание института уполномоченных банков и открытие отдельных банковских счетов, что должно обеспечить надежность и прозрачность расчетов.

Новая система до 1 сентября будет "входить в рабочий процесс", планируют в Минобороны. Военное ведомство протестирует новую схему на себе, а с 1 января 2017 года к ней присоединятся другие ведомства.

Параллельно с Минобороны все пять уполномоченных банков создают аналогичный инструмент общения с промышленностью. По словам Шевцовой, Сбербанк уже отрабатывает новую схему с крупными предприятиями - например, Объединенной авиастроительной корпорацией и "Иркутом" - и они уже готовы к переходу.

О дублировании с ГАС-ГОЗ

По словам замминистра обороны РФ Татьяны Шевцовой, новая система контроля за использованием средств гособоронзаказа не является частью системы ГАС-ГОЗ и не дублирует ее функции.

Ранее в СМИ появились сообщения, согласно которым новая система станет элементом ГАС-ГОЗ, созданной ныне упраздненным Рособоронзаказом для обеспечения оценки финансово-экономических и производственно-технологических рисков при выполнении гособоронзаказа.

"Никакого отношения наша система к ГАС-ГОЗ не имеет. У нас принцип построения работы с информацией иной", - подчеркнула Шевцова.

По ее словам, работа над программным продуктом, создаваемым военным ведомством на базе Национального центра управления обороной для контроля за бюджетными средствами, находится на заключительной стадии. "Уже начинаются тестовые испытания - это абсолютно самодостаточный продукт, и Минобороны единственный заказчик этого продукта", - заявила замминистра, добавив, что новый "софт" имеет другой функционал по сравнению с ГАС-ГОЗ.

О роли Минобороны в развитии ОПК и технологий

Замминистра обороны РФ также заявила, что сложившаяся экономическая ситуация требует жесткого контроля за средствами, выделяемыми в рамках гособоронзаказа, а Минобороны является не только заказчиком, но и мощным инвестиционным рычагом для оборонно-промышленного комплекса и развития технологий.

Она пояснила, что расходы на армию - это не расходы на ее содержание, а преимущественно расходы на перевооружение. "Перевооружение - это наш инвестиционный вклад в оборонно-промышленный комплекс. Мы гарантированно заключаем контракты, гарантированно и с большой долей авансов их оплачиваем, даем возможность предприятиям работать, получать доходы, платить налоги, социальные гарантии. В текущей экономической ситуации наши предприятия имеют гарантированные доходы, зарплаты. В тех субъектах, где большой ОПК, идет рост регионального продукта", - сказала Шевцова.

"Мы - не бремя бюджета, а инвестиционный виток, который позволяет не только содержать промышленность, но и дает возможность модернизировать производство, заниматься наукой и развивать технологии. Мы понимаем ту долю ответственности, которая на нас возложена для того, чтобы этот контроль за использованием денег на цели и задачи, предусмотренные контрактом, шел достаточно жестко", - отметила замминистра, подчеркнув, что Минобороны как госзаказчик своевременно и в полном объеме финансирует промышленность и хочет от нее такой же исполнительности и ответственности.

"Наши контракты рентабельны, плюс ФЦП ОПК дает прямое финансирование на модернизацию, то есть идут два потока. Поэтому если финансовая логистика выстроена правильно, то тех авансов, которые мы направляем, должно хватать и на производство, и на развитие", - подчеркнула Шевцова.

О взаимоотношениях в "оборонке"

По мнению Шевцовой, новая система контроля за использованием средств гособоронзаказа приведет к изменению взаимоотношений предприятий в рамках кооперации при выполнении контрактов.

Она подчеркнула, что военное ведомство не собирается вмешиваться в логистику предприятий, однако при введении новой системы промышленность автоматически изменит "финансовую логистику".

"Если они раньше позволяли себе проводить какие-то определенные расходы, то сегодня это будет невозможно - это будет косвенно направлять и стимулировать деньги на кооперацию. Мы получим такой косвенный эффект - головной исполнитель подумает и более тщательно спланирует расходы по кооперации и ее авансированию", - пояснила Шевцова.

Если раньше головной исполнитель мог перевести средства аванса на депозит или оплатить кредит, теперь он не станет этого делать, отметила замминистра. "Это будет и стимулом для кооперации, получив деньги, не идти за кредитами. Надеемся, головные предприятия с помощью нашего инструмента будут перестраивать свои взаимоотношения с кооперацией", - добавила она.

Что касается остатков средств на специальных счетах, которые будут использоваться для расчетов по гособоронзаказу, после сдачи продукции предприятия смогут тратить их по своему усмотрению, отметила Шевцова. "Наша задача - не наказать исполнителя, а мотивировать потратить деньги на контракт и уложиться в срок. Как элемент мотивации закон предусматривает снятие режима отдельного счета после сдачи продукции по госконтракту", - пояснила замглавы Минобороны.

Закон о межведомственной системе контроля за использованием бюджетных средств в рамках гособоронзаказа вступил в силу с 1 июля. Он предполагает формирование системы на основе баз данных о выполнении гособоронзаказа, головном исполнителе и участниках поставок соответствующей продукции. Кроме того, предусмотрено создание института уполномоченных банков и открытие отдельных банковских счетов, что должно обеспечить надежность и прозрачность расчетов.