Центральный дом авиации и космонавтики расположен в знаменитом московском кластере авиационных предприятий и исследовательских институтов, сформировавшемся в первой половине прошлого века вокруг Ходынского аэродрома — пассажирской авиагавани столицы и испытательной площадки. В шаговой доступности — легендарные конструкторские бюро, ныне входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию (в составе госкорпорации "Ростех"). ЦДАиК занимает здание 1900 года постройки, до предела насыщенное экспонатами.
"Вы на олимпиаду?" — встретил вопросом дежурный в фойе. В залах музея-ветерана оживление: стайки посетителей школьного возраста возбужденно перешептываются, увлеченно изучая экспонаты и делая пометки в блокнотах. Олимпиада для школьников "Музеи. Парки. Усадьбы" в разгаре.
"Музей учрежден ОДВФ — Обществом друзей воздушного флота СССР, прародителем ДОСААФ, — в 1924 году, 6 ноября, — рассказал Роман Русляков, начальник ЦДАиК. — После учреждения было выделено здание, но оно находилось в непригодном для использования состоянии, и поэтому проводился ремонт, подготовительные мероприятия, набирались экспонаты, чтобы наполнить музей. 18 января 1927 года состоялось открытие, в нем же прошел выездной съезд Авиахима СССР — его участники и стали первыми посетителями. Решение о создании музея было принято Михаилом Васильевичем Фрунзе (на тот момент замнаркома обороны — прим. ТАСС), поэтому впоследствии музей был назван его именем".
В 1920 году в молодой советской стране появилось Военно-научное общество (ВНО). Его задачами были широкая пропаганда военных знаний среди граждан, решение военно-научных проблем. Общество ширилось, меняя название, создавались авиамодельные и планерные кружки, летные школы, давая дорогу в небо тысячам советских юношей и девушек. "Комсомолец, на самолет!", "От модели — к планеру, от планера — на самолет!" — девизы 1920-х годов. Знаменитые авиаконструкторы Александр Яковлев, Олег Антонов, конструктор ракетной техники Сергей Королев, легендарные асы Великой Отечественной войны трижды Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Александр Покрышкин начинали свой путь с обучения в секциях общества тех лет. В послевоенные годы Покрышкин и сам возглавит общество, носившее к тому времени название ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В 1951 году после реорганизации общество получит имя ДОСААФ СССР (Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). В кружках и секциях ДОСААФ занималось множество советских школьников, осваивая технические, спортивные дисциплины, готовясь к службе в вооруженных силах. Сегодня ДОСААФ России — это спортивно-технические, авиационно-спортивные, стрелковые клубы, детско-юношеские спортивные школы, музеи боевой славы. Как и столетие назад, общество занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи — будущих защитников страны.
Руководитель ЦДАиК рассказал, что музей может считаться первым не только в России, но и Европе авиационным музеем. Его предшественниками были разрозненные экспозиции — например, при аэроклубах, учебных заведениях царской России, — но они не отличались цельностью и исторической перспективой. "Тогда и история [авиации] только начиналась", — заметил Русляков. На момент открытия музей в Москве уже имел четыре тематических раздела, где были выставлены четыре натурных образца самолетов, 34 авиадвигателя (огромная по тем временам коллекция), вооружение, парашюты.
Музей всегда был открыт для посещений, его работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. "Здесь проходили курсы для летного, технического состава, собиралось по 30 тыс. человек в год", — пояснили в пресс-службе ЦДАиК.
"У нас огромная — по насыщению оригинальными историческими книгами, газетами — библиотека", — рассказал Русляков. Начальник ЦДАиК отметил, что два года назад получен президентский грант на оцифровку уникального архива с аудио- и видеозаписями.
На другой континент через холод и кислородное голодание
За каждой из реликвий в восьми тематических залах музея скрывается фрагмент героической и драматической отечественной авиационно-космической истории. Перечислить все артефакты в рамках одной статьи невозможно. Вот за стеклом витрины экспозиции, посвященной рекордам советских летчиков 1930-х, — штурманский бортовой журнал первого в мире беспосадочного перелета по маршруту СССР — Северный полюс — США.
Ранним утром 18 июня 1937 года с подмосковного аэродрома Щелково (ныне — Чкаловский) после длинного разбега в воздух тяжело поднялся самолет АНТ-25. Рекордную одномоторную машину с необычно длинным для того времени крылом (его размах в 2,5 раза превышал длину фюзеляжа) сконструировал Андрей Туполев, будущий патриарх отечественного авиастроения. Ее модель висит под потолком этого же зала ЦДАиК. Командиром экипажа был Валерий Чкалов, вторым пилотом — Георгий Байдуков, штурманом — Александр Беляков.
Лаконичные записи бортжурнала скрупулезно документируют рискованный перелет. "Бьет масло", — коротко написал Беляков спустя пять часов после старта (двумя годами ранее из-за утечки масла сорвалась первая попытка покорения полюса на АНТ-25). Затем самолет попал в циклон и под угрозой обледенения постоянно менял высоту. Температура в тесной негерметичной кабине упала ниже нуля, отказывала система охлаждения двигателя. Из-за сложных метеоусловий у побережья Канады стекло кабины покрылось льдом, и Байдуков соскабливал его ножом через открытое боковое окно. Над американскими Кордильерами ситуация стала критической: кислород для дыхания закончился, экипаж охватила гипоксия. Система охлаждения мотора опустела, и летчики залили в водяной бак всю жидкость на борту, включая чай из термосов.
"Посадка в Ванкувере", — подытоживает в журнале Беляков через 63 ч после взлета в Москве и после 9 130 км по прямой. Из 3,5 тыс. л горючего в баках оставалось лишь 77. Мировой рекорд дальности, установленный французскими пилотами в "тепличных" метеоусловиях, не покорился (кстати, он будет побит советскими летчиками менее чем через месяц), однако перелет имел огромное политическое значение, доказав всему миру, что Советский Союз способен строить первоклассные самолеты и двигатели, сблизив США и СССР.
Маленькая авиабомба и огромная авиапушка
Предмет особой гордости Центрального дома авиации и космонавтики — коллекция авиационного вооружения, начиная от советских скорострельных пулеметов и заканчивая управляемыми ракетами. По словам Романа Руслякова, она является наиболее богатой в России. Сейчас часть экспонатов находится в запасниках, однако ведется ремонт просторного зала, в котором разместится единая экспозиция оружия, боеприпасов, авиационных двигателей и пропеллеров. В военные годы в этом зале располагались два сбитых немецких самолета, служивших наглядными пособиями для советских летчиков.
Специалист может рассказать о каждом образце вооружений целую историю. Вот среди малокалиберных авиабомб стоит кумулятивная противотанковая авиабомба ПТАБ-2,5. Скромный по габаритам боеприпас можно назвать супергероем Курской битвы — танкового сражения, являющегося одним из ключевых в Великой Отечественной войне. Самолет-штурмовик Ил-2 брал на борт 192 такие бомбы и с малой высоты засеивал ими полосу 15х70 м, в которую, как правило, попадала бронетехника вермахта. Бронепробиваемость бомб в 70 мм обеспечивала поражение любого немецкого танка в верхнюю часть, где защита была слабой. В первые дни Курской битвы это привело к значительным потерям у противника, отучив его выстраиваться в плотные колонны и затруднив управление подразделениями.
Неподалеку расположился авиационный пулемет ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный). Оружие, сконструированное дуэтом советских оружейников в конце 1930-х годов, выдавало 1,8 тыс. выстрелов в минуту, тогда как иностранные образцы — не более 1 тыс.
В коллекции музея — шестиствольная авиапушка ГШ-6-30, одна из мощнейших в мире. Она устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27. Истребитель 1970-х годов разработки служил в армиях полутора десятков стран и лишь недавно был снят с вооружения Военно-воздушных сил Индии. За несколько секунд пушка скорострельностью в 5 тыс. выстрелов в минуту способна обрушить на цель 100-килограммовый поток снарядов калибра 30 мм. Из оружия можно давать только короткие очереди, так как длинная из-за отдачи могла повредить электрооборудование самолета. По данным из открытых источников, шестистволка способна очередью прошить насквозь и перевернуть бронетранспортер.
"Винтовка АСВК калибром 12,7 мм пробивает БТР на расстоянии 500 м насквозь, — улыбается начальник ЦДАиК, участник специальной военной операции. — А эта [пушка], думаю, делает с ним совсем печальные вещи".
Космос во дворе
С началом космической эры ЦДАиК был дополнен тематической экспозицией. Постепенно в двух его залах собралась коллекция уникальных экспонатов, напоминающих об отечественных приоритетах в освоении космического пространства. К примеру, серебристый шар с антеннами под потолком зала №7 — не макет, а один из пяти изготовленных ресурсных дублеров первого в мире искусственного спутника Земли. Аппарат прошел те же испытания, что и его отправившийся на орбиту брат-близнец. Рядом находится оригинальная капсула разработки конца 1950-х годов, в которой тренировались четвероногие "космонавты" — собаки, готовящиеся совершить орбитальный полет. Скорее всего, среди них была знаменитая Лайка. В пресс-службе ЦДАиК рассказали ТАСС, что первый собачий "отряд космонавтов" был "набран" здесь же, в районе Петровского парка, на окраине которого располагался Научно-исследовательский институт авиационной медицины. Считалось, что неприхотливые дворняжки перенесут сильный шум, вибрации, перегрузки и невесомость лучше, чем, к примеру, обезьяны, которых использовало НАСА для космических экспериментов.
Центральный дом авиации и космонавтики располагает обширной коллекцией космических скафандров и костюмов. Среди них — один из пяти скафандров, сшитых для первых покорителей космоса (экспонируемый изготовлен по индивидуальным меркам первого космонавта Юрия Гагарина), настоящий тренировочный костюм "Чайки" — первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
В зале №8 смонтирован один из двух созданных тренажеров экипажа орбитального корабля "Буран". В нем отрабатывали навыки пилотирования космолета Игорь Волк и его "Волчья стая" — летчики-испытатели, проходившие подготовку по программе "Буран", хотя слетать на "Буране" в космос испытателям не довелось. Тут же находится фотоаппаратура для космической съемки поверхности Земли: космический фотоаппарат и огромный аэрокосмический объектив "Титан-3" массой 72 кг и с фокусным расстоянием 3 м. Во дворе расположилась капсула космического аппарата "Фотон-9", побывавшая на орбите и вернувшаяся обратно в 1994 году. Ее обгорелая теплозащита все еще пачкается сажей. "Фотоны" предназначались для отработки технологий получения специальных материалов в условиях микрогравитации.
Гагарин — конструктор космических кораблей
В 2012 году находившаяся рядом с ЦДАиК Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского реорганизовывалась и переводилась в Воронеж. В ней в 1961–1968 годах учился Юрий Гагарин, которому там выделили комнату. Впоследствии в комнате организовали мемориальный кабинет.
"Так как у нас есть помещение, которое очень похоже на ту оригинальную комнату Гагарина — кабинет, который был в академии имени Жуковского, договорились о ее переезде в наш музей", — рассказал начальник ЦДАиК. В мемориальном кабинете собраны артефакты, раскрывающие первого космонавта как конструктора космических кораблей. В 1968 году Гагарин с отличием закончил академию по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним", получив квалификацию "летчик-космонавт-инженер". Материалы его дипломного проекта находятся в кабинете ЦДАиК. Там же можно увидеть две модели для продувки в аэродинамической трубе, созданные группой студентов, включающей Гагарина, во время учебы в академии. Одна из них напоминает многоразовый космический аппарат по советскому проекту БОР, другая очертаниями похожа на космический самолет "Буран".
Проявить себя как конструктора Юрий Алексеевич не успеет. 27 марта 1968 года, через месяц после блестящей защиты дипломного проекта, Гагарин погибнет в ходе выполнения тренировочного полета.
Площадка для встреч ветеранов и воспитания молодежи
Роман Русляков рассказал, что в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России на регулярной основе проводятся встречи летчиков-ветеранов, Союза женщин летных специальностей "Авиатриса", авиационных инженеров и историков авиации, отмечаются тематические юбилеи.
"У нас в музее очень много экспонатов — фотографий известных летчиков, и для нас сейчас это история", — сообщил Русляков. По его словам, жизнь посетителей тематических встреч в ЦДАиК неразрывно связана с многими экспонатами музея и многие из этих людей через несколько десятилетий тоже станут частью истории.
Многие экспонаты музея Дом авиации и космонавтики передает для проведения выставок. К примеру, дипломная модель космоплана Гагарина и ряд других вещей недавно вернулись с экспозиции на ВДНХ, где они провели целый год. Растет количество экспонатов — к примеру, музею передаются награды и личные вещи летчиков — героев Великой Отечественной.
Важным направлением деятельности ЦДАиК, по словам его начальника, является патриотическое воспитание молодежи. "У нас есть конструкторское направление для детей, курсы беспилотной авиации, — рассказал он. — Дети учатся на компьютерах, потом на 3D-принтерах смотрят, как печатать раму, потом своими руками этот коптер собирают. Они знают материально-техническую базу, имеют компьютерный налет, затем надевают [FPV-]очки, — у нас есть небольшая полетная зона, и уже <...> начинают летать на этих БПЛА". В рамках президентского гранта занятия со школьниками по управлению беспилотниками, трехмерному моделированию проводятся бесплатно. Ведутся переговоры об установке в здании ЦДАиК самолетных и вертолетных симуляторов, включая полноразмерные, повторяющие кабины боевых машин. Достигнута договоренность об установке программного симулятора, который использует для тренировок знаменитая российская пилотажная группа "Стрижи". "И если кто-то из 200 человек, которые придут к нам в музей, попробует этот симулятор и станет пилотом, для музея это уже будет достижением — мы дали стране пилота", — сообщил Русляков. "У нас каждая экскурсия пропитана историей, патриотизмом", — добавил он.
Виктор Бодров