13 ноября Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил РФ отмечают 100-летний юбилей. Они ведут свою историю с 1918 года, когда приказом Реввоенсовета РСФСР была создана Химическая служба Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
К концу 1920-х годов подразделения появились во всех стрелковых и кавалерийских дивизиях и бригадах — отвечали за применение химического оружия и защиту от него, а также за использование огнеметов и постановку дымовой маскировки. За годы Великой Отечественной войны 28 военных химиков стали Героями Советского Союза. В послевоенные годы появились бригады и батальоны дегазации обмундирования, снаряжения и местности, отдельные батальоны химзащиты дивизий и полков. Создание ядерного и биологического оружия расширило круг задач химических войск. В 1986 году подразделения участвовали в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, также были задействованы в ходе Афганской войны, в военных конфликтах 1990–2000-х годов на Северном Кавказе, где использовались воины-огнеметчики и существовала угроза применения химического оружия.
Первая атака газом
Как известно, отравляющие вещества использовались в Первой мировой войне. Первыми их в 1914 году применили французы, затем и немецкие войска вели против британцев огонь снарядами, частично наполненными химическим раздражителем. Однако достигнутая концентрация газа была едва заметна.
Один из самых первых крупных эпизодов применения данных боевых распылительных элементов произошел 22 апреля 1915 года недалеко от города Ипр в Бельгии. Около 17 часов со стороны немецких позиций появился серо-зеленый туман, накрывший через несколько минут опорные пункты французских войск. Всего в течение 5 минут немцы выпустили из баллонов примерно 180 т хлора. Эффект был ужасающим — в результате газовой атаки было поражено 15 тыс. человек. Кстати, потом сообщалось, что стольких жертв можно было бы избежать, — разведка предупреждала о наличии неизвестных баллонов у противника. Однако командование решило, что особой опасности они не представляют, а применение нового химического оружия невозможно. Именно этот случай принято считать началом "химической войны" ХХ века.
Кстати, спустя месяц немцы повторили атаку на Восточном фронте, где уже отравили газом около 9 тыс. солдат. После ипрской газовой атаки воюющие стороны сумели быстро разработать противогазы различных конструкций.
"Атака мертвецов"
6 августа 1915 года немцами против защитников русской крепости Осовец были применены отравляющие вещества, представлявшие собой соединения хлора и брома. Этот случай вошел в историю под названием "атака мертвецов".
Оборона крепости Осовец, расположенной в 50 км от Белостока (территория современной Польши), продолжалась почти год. Немецкие войска организовали три штурма, во время последнего ими была предпринята газовая атака. Само название "атака мертвецов" получило контрнаступление, которое предприняли пораженные газом умирающие солдаты 13-й роты 226-го Землянского полка Российской армии. Противогазов защитники крепости не имели.
Долгое время эта история была предметом споров. Одни настаивали на полной ее достоверности, другие, напротив, утверждали, что эта атака целиком является плодом выдумки пропагандистов.
Как отмечали историки, газовая волна, имевшая при выпуске около 3 км по фронту, распространялась настолько быстро, что, пройдя 10 км, достигла уже примерно 8-километровой ширины. Вся зелень в крепости и в ближайшем районе была уничтожена. Все медные предметы — части орудий и снарядов, баки и прочее — покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора, а все продукты были отравлены.
После этой атаки немецкие части перешли в наступление (около 7 тыс. пехотинцев), считая, что гарнизон крепости мертв. Однако когда они подошли к передовым укреплениям крепости, им навстречу в контратаку поднялись оставшиеся защитники 13-й роты — около 60 человек, имевших при этом ужасающий вид. Это повергло немецкие подразделения в ужас и обратило в бегство.
В конце 1915 года немцы испытали на итальянцах новое достижение — газ фосген, вызывающий необратимые изменения в слизистых организма человека. В общей сложности воюющие страны израсходовали за годы Первой мировой более 125 тыс. т отравляющих веществ, а число солдат, погибших от отравления, достигло миллиона человек, то есть каждый 13-й погибший был убит именно химическим оружием.
Смерть от "Циклона" и блохи
Через месяц после начала Великой Отечественной войны, 22 июля 1941 года, в сообщении Совинформбюро говорилось: "Захваченные частями Красной армии германские секретные документы с исчерпывающей полнотой показывают, что германский фашизм втайне готовит чудовищное злодеяние — широкое применение отравляющих веществ. В составе действующих германских войск имеются специальные химические части по отравляющим веществам".
В связи с этим советское командование требовало самыми решительными мерами пресекать недооценку химической опасности. Однако в годы Второй мировой войны это смертоносное оружие практически не применялось на фронтах, но зато широко использовалось нацистами для уничтожения людей в концентрационных лагерях. Пестицид на основе синильной кислоты под названием "Циклон-Б" впервые был применен против людей 3 сентября 1941 года в Освенциме. По некоторым данным, жертвами стали 600 советских военнопленных и 250 поляков, во второй раз — уже 900 человек. Всего от использования этого газа в концлагерях погибли сотни тысяч.
Также известно, что осенью 1943 года японская армия использовала против китайских военнослужащих бактериологическое и химическое оружие. По данным из открытых источников, противников забрасывали блохами с бубонной чумой (это наиболее распространенная форма чумы, вызывается укусом инфицированной блохи). Бацилла чумы, попав в организм человека, поражает лимфатическую систему. В результате ее размножения лимфатический узел становится твердым, на теле возникает бубон. Однако до сих пор неизвестно, сколько всего человек пострадало от таких японских атак.
Вьетнамский яд
Химическим оружием пользовались американские военные во время войны во Вьетнаме (1962–1971 годы). Его применяли в целях ликвидации растительности, чтобы облегчить поиск противника в джунглях. Особенно популярным веществом у них являлся Agent Orange (смесь дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения), получивший название за оранжевый цвет бочек для транспортировки. Он создавался по несложной технологии, содержал значительные объемы концентрации диоксина. Это вещество оседало в организме и приводило к заболеваниям крови, печени и нарушению протекания беременности.
По данным Министерства обороны США, с 1961 по 1971 год американцы распылили на 10% территории Южного Вьетнама 72 млн л Agent Orange. Бомбардировка едва не послужила причиной экологической катастрофы — в результате действия химикатов были почти полностью уничтожены произраставшие на территории Вьетнама древние мангровые леса, погибло около 140 видов птиц.
В общей сложности около 14% территории страны было подвергнуто воздействию этого яда. В результате его применения, по сведениям Красного Креста, пострадали 3 млн человек, позже с мутациями родились около 150 тыс. детей. Действие химического оружия сказывается на Вьетнаме до сих пор.
Токийский зарин
Был в истории случай, когда химическое оружие применили в мирное время. 20 марта 1995 года представители секты "Аум Синрикё" (террористическая организация, запрещена в РФ) рассеяли химикат зарин, обладающий нервно-паралитическими свойствами, в метрополитене Токио. Погибли 13 человек, около 6,3 тыс. получили отравления различной степени тяжести. Зарин содержался в пластиковых емкостях с отверстиями, которые террористы оставили в вагонах метро. Врачи отмечали, что большего числа жертв не удалось бы избежать, если бы вещество распылили другим методом.
В апреле 1995 года было арестовано практически все руководство секты. В 2004-м Токийский окружной суд приговорил Сёко Асахару (лидера секты) к смертной казни через повешение. Процессы по делам других членов "Аум Синрикё" продолжались вплоть до 2016 года. Различные сроки заключения получили 189 из них, 12 были приговорены к смертной казни, одна сектантка была оправдана.
Роман Азанов