8 АПР, 09:00

"До нас этого никто не делал". Как десантники "вслепую" покорили Северный полюс

Пять лет назад весь мир следил за десантированием российских военных на дрейфующие льды Арктики. Участник этого исторического события Александр Иванов рассказал ТАСС об уникальной операции ВДВ

8 апреля 2014 года неподалеку от Северного полюса произошло грандиозное событие, вполне достойное Книги рекордов Гиннесса, — впервые в истории на дрейфующую льдину в Северном Ледовитом океане успешно десантировалось целое воинское подразделение Воздушно-десантных войск (ВДВ). Массовое десантирование военнослужащих на арктические льды вблизи Северного полюса не проводила ни одна страна в мире.

"Это мероприятие было проведено в целях исследования возможности десантирования личного состава ВДВ в полярных широтах, в условиях крайне низких температур, а также выполнения эвакуационно-спасательных задач в районе Северного полюса. Задача была очень серьезная. И понимали, что до нас этого никто не делал. И, возможно, если по каким-то причинам мы это не сделаем сейчас, то никто и никогда это уже не сделает, но риск был оправдан", — рассказал в интервью ТАСС начальник команды — старший тренер ФАУ Минобороны России ЦСКА по парашютному спорту подполковник Александр Иванов. На тот момент он проходил службу главным инспектором отдела воздушно-десантной подготовки командования ВДВ и стал одним из участников этой экспериментальной арктической операции, навсегда вошедшей в славную историю Вооруженных сил Российской Федерации и ВДВ.

50 лучших на "Арбалетах"

Впервые идея подобного мероприятия возникла в 2009 году. Тогда, будучи командующим ВДВ, Герой России Владимир Шаманов договорился с Русским географическим обществом (РГО) об идее массово десантировать подразделение военнослужащих в районе полярной базы "Барнео". По словам Иванова, особенность ее в том, что работает она в течение месяца, пока дрейфуют льды, а удаленность от непосредственно самого Северного полюса составляет в пределах от 50 до 90 км.

"И командующий ВДВ поставил задачу управлению воздушно-десантной подготовки проработать этот вопрос. Мы даже организовывали взаимодействие с авиацией ФСБ, потому что на тот момент наша военная авиация там полеты не выполняла: и не имели летчики допусков и возможностей нас от туда забирать. Десантировать с военно-транспортного самолета Ил-76 могли, а эвакуировать с помощью Ан-72 уже нет. Такие полеты в 2010 году выполняли только летчики авиации ФСБ", — говорит офицер.

Но в силу разных причин эту идею отложили до 2014 года. Тогда министром обороны РФ Сергеем Шойгу было принято решение, что подразделения специального назначения ВДВ во взаимодействии с экспедиционным центром РГО с 8 по 14 апреля 2014 года должны провести такой полевой выход. Цель — определить возможности подразделений ВДВ по десантированию и выполнению эвакуационно-спасательных задач в районе Северного полюса в экстремальных условиях.

Подготовка личного состава группы велась на протяжении двух месяцев на базе 98-й воздушно-десантной дивизии в Иваново. Проводились теоретические и практические занятия по изучению парашютной системы специального назначения "Арбалет-2". Каждый военнослужащий в ходе подготовки совершил порядка 30 прыжков.

Что касается самой подготовки, то на тот момент в ВДВ уже была поставлена подготовка специалистов для прыжков на парашютной управляемой системе "Арбалет", которая сейчас поставляется на вооружение специальных подразделений армии. Уже готовились подразделения, и оставалось только понять специфику, потому что еще не выполняли такие задачи в таких северных широтах: как это будет происходить при такой низкой температуре. Температура воздуха постоянно –30ºС на льдине, на высоте десантирования — около –45 ºС.

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

"Сейчас, конечно, уже все развито, массово совершают прыжки на парашютных система "Арбалет" целыми ротами. А тогда это было начало пути, и предшествующим десантированием в марте 2014 года на Новосибирские острова мы смогли подготовить и отобрать только 150 человек, кто прыгал на управляемых парашютах такого типа", — добавляет офицер.

"Арбалет-2"

Главной отличительной особенностью парашютной системы является то, что она позволяет управлять куполом парашюта и доставить десантника в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач при скорости ветра у земли до 12 м/с.

Система обеспечивает выполнение прыжков при полетной массе парашютиста со спецснаряжением до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от –35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 км/ч. В конструкцию входят основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами, которые размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему. Конструкция позволяет размещать дополнительное снаряжение (груз) массой до 50 кг в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.

Что касается парашютной системы, на тот момент она уже была испытана при таких низких температурах. И поэтому было принято положительное решение. Даже помню, выходили на производителя, который подтвердил, что возможно: ткань допускает такие низкие температуры. Они дали добро

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

По словам офицера, было много и других, не менее важных вопросов: с чем десантироваться, как жить в палатках, да и просто обыденных вопросов, которые взяло на себя РГО. "Ребята тренировались по выживанию, также проводили занятия специалисты РГО по различным действиям, в том числе если происходит встреча с медведем при приземлении, как не попасть на торосы… Это тоже опасно: сверху прыгаешь, ориентировки нет никакой, все белое. Опасностей было много. Очень нам помог инструктор, заслуженный парашютист Дмитрий Глаголев (рекордсмен России по групповой акробатике в классе больших формаций — прим. ТАСС). Он нас провожал вплоть до момента отделения от самолета", — рассказывает Иванов.

Для группы также было закуплено специальное обмундирование — полярная форма — та, которой пользуются непосредственно специалисты РГО в Арктике. Обувь — сапоги с высоким берцем. Вооружения не было, только бинокли и радиостанции. Специалисты РГО передавали десантникам весь свой накопленный десятилетиями опыт.

"Они — первопроходцы в этом направлении, там уже долгое время развивают базу, — говорит Иванов. — Вообще, это уникальный случай, когда мы познакомились с организаторами, и они рассказали, как все это происходит и как устроена ледовая база, — это вызвало чувство признания отваги и профессионализма всех членов команды базы "Барнео". Конечно, не могло наше мероприятие осуществится без поддержки и личного контроля директора экспедиционного центра РГО Александра Орлова. На базе ежегодно проводят беговой марафон. Кстати, это потом подвигло нас провести в 2016 году международные парашютные соревнования на точность приземления в районе Северного полюса. Журналисты были в полном восторге".

Все это на грани человеческих возможностей: вылететь туда, где нет ничего, разбить взлетно-посадочную полосу на льдине, которая обеспечивает прием самолета Ан-72, и обеспечивать работу, выживание в течение месяца на этой базе, — это очень серьезно

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

В середине марта того же года в арктическом регионе уже состоялись практические маневры подразделений ВДВ в районе Новосибирских островов. Тогда впервые в мировой истории батальон Ивановской дивизии в сложных метеоусловиях осуществил успешное десантирование из самолетов Ил-76 на площадку приземления "Темп" острова Котельный, была также сброшена военная техника и разные грузы. "Это было подготовкой для нас. Сначала сказали, что не будет десантирования, а командующий принял решение — десантированию быть! Ветер — 18 м/с. Для понимания: допущенный при десантировании на таких парашютах ветер со скоростью 10 м/с. Все живые и здоровые остались, — рассказывает офицер. — Но десант на Новосибирские острова — это были крупномасштабные учения. К марту у нас люди были готовы, и потом из этих 150 человек были отобраны и принято решение десантироваться в апреле на Северный полюс".

Основной костяк десантируемой группы — разведрота Ивановской 98-й дивизии, и дополняли ее небольшой группой военнослужащих 45-го полка специального назначения. От командования ВДВ Александр Иванов был один. Всего было отобрано 50 человек, 14 из которых — офицеры. Плюс к этому была группа офицеров ВДВ и военно-транспортной авиации (ВТА), которая обеспечивала прием на льдине, проводила рекогносцировку. Они туда улетели заранее, подготовили площадку приземления и места для размещения лагеря ВДВ в 2–3 км от "Барнео".

"Мы не видели, куда десантируемся"

"В Иванове мы сгруппировались, перелетели в Мурманск, там до нас довели готовность, — вспоминает Иванов. — Из Мурманска летели примерно 4,5 часа. А когда прилетели к точке, нам сказали, что все затянуто на высоте 300 метров сплошной облачностью. Недалеко от аэродрома сломалась льдина. А когда есть разлом, то от него идут испарения и образуется облачность, туман. И в районе десантирования как раз все было накрыто облачностью — нижний край 300 метров. Поэтому решение было принято в последний момент".

' Телеканал "Звезда"/YouTube'

Десантирование проходило из самолета Ил-76 в два этапа по 25 человек. Работали с высоты примерно 1500 м, задержка раскрытия парашюта в среднем была 15 секунд. Площадка приземления располагалась на дрейфующей льдине (89º с.ш., 13º в.д.), ограниченная ледяными торосами (700х400 м). Метеоусловия были достаточно сложными: температура воздуха –32º С, скорость ветра у земли достигала 7,5 м/с. Однако ни травм, ни инцидентов и происшествий при десантировании личным составом допущено не было.

Мы десантировались на пределе. Мы не видели, куда десантируемся. Оставалось полагаться на расчет штурманской группы и корректировщиков с земли. Мы десантировались просто вслепую. На видеокадрах даже видно, как мы прыгаем в белое молоко, а потом уже входили на высоте 300 метров, и были видны какие-то точечки на льдине. Но, учитывая то, что никакой ориентировки нет, все сплошняком белое, — это здорово и даже интересно

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

По словам офицера, десантирование в районе севера сложнее еще тем, что здесь авиационные приборы могут неадекватно работать. "Почему база "Барнео" выбирается на каком-то удалении от Северного полюса, потому что в непосредственной географической точке навигационные приборы могут работать неадекватно и выдавать погрешность", — добавляет он.

После десантирования на льдину военные жили там неделю, проводились различные специальные занятия: ночевка дрейфующем льду, переходы через водные преграды, трещины и разводья с использованием сухих гидрокостюмов, а также передвижение на собачьих упряжках и снегоходах. Иванов добавляет: "Также на вертолетах Ми-8 был организован вылет непосредственно на сам Северный полюс. В ходе посещения полюса группой из трех военнослужащих (кроме меня были старшие прапорщики Владимир Павленко и Сергей Шенин) с разрешения командующего ВДВ был осуществлен групповой прыжок на реальном географическом полюсе с тремя флагами: у меня — ВДВ, у Шенина — России, у Павленко — 45-го полка спецназа ВДВ. Прыгали с вертолета с высоты 1300 метров".

Говоря об особенностях массового прыжка 8 апреля, первое, что отмечает офицер, — это мороз, второе — ориентировка. "Ее совершенно нет. Сверху все белое: ни торос не видишь, ни препятствий никаких — ничего. Припорошило — а там открытая вода, океан", — говорит он. И еще немаловажный фактор, по его словам, — это удаленность. "Взлететь и 4,5 часа провести в полете, а потом десантироваться — я думаю, что такого тоже никто не выполнял", — поясняет Иванов.

Лично для меня сложности не было, потому что с моим опытом на тот момент (было порядка 7 тысяч прыжков — прим. ТАСС) мне хоть днем, хоть ночью, — все равно, куда совершать прыжок. Сложность была в том, чтобы все прошло гладко с личным составом. Для человека, который отвечает за какие-то моменты, это самая большая ответственность. У ребят, которые десантировались со мной, прыжков было в среднем по 40–50

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

"Было огромное желание осуществить это"

"Совершают прыжки с парашютом на Северный полюс давно. Первые были наши в Советском Союзе, — рассказывает главный тренер ВС РФ по парашютному спорту. — Но когда базу "Барнео" развернули, туда постоянно прыгают спасатели МЧС и специалисты РГО. А именно как задачи воинского подразделения, как штатной единицы, такого в истории никогда не было, чтоб так массово 50 человек на Северный полюс".

Во-первых, считает Иванов, это "совершенно титаническая работа по прохождению всего маршрута: на такое удаленное расстояние в таких суровых климатических условиях, другое дело тут — в средней полосе России".

Самое главное, что мы поняли, что мы можем это делать. Это была хорошая практика и для ВДВ и для ВТА. Ведь авиация на тот момент выполняла задачи, которые тоже никогда не делала: посадка на льдину, эвакуация людей по 30 человек на Ан-72 с льдины — вся эта переброска, разворачивание пунктов управления и взаимодействие других моментов — все это было очень здорово. Это престиж! Это еще раз подтверждает, что нет задач, с которыми бы не справились "войска дяди Васи"!

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

"Все новое — всегда важно, — признается офицер. — Потом проводили десантирование и в 2015-м, и в 2016 годах, но они уже были "накатанные", — все понимали, как и что делать. Уже в 2016 году использовали экипировку коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, ничего специально не закупали. Второй момент: был опыт отработки действий в районе Северного полюса".

Я помню, у меня не было какого-то яркого первого ощущения, а было огромное желание осуществить это. И когда ты понимаешь, что это в масштабах войск, в масштабах Вооруженных сил страны, и что никогда не было такого, и… Ну, Северный полюс, десантировались, выхожу — белое все и никаких ориентиров. А потом домой прилетел, глобус взял и посмотрел точку, где мы были, и только тогда осознал. И это круто!

Александр Иванов начальник команды — старший тренер ЦСКА по парашютному спорту, подполковник

Иванов вспоминает, что при том первом десантировании в апреле 2014 года очень сильно "возмущалась" Норвегия. "Они говорили, что "если, не дай бог, мы встретим достойно…" Ну, никто, конечно, не встретил, — с улыбкой говорит Иванов. — Помню, когда обратно оттуда летели, на борту был Wi-Fi. Я стал смотреть, что пишут в интернете за рубежом: "Пока мы тут…, русские уже на Северном полюсе".

"Самое главное — то, что ВДВ еще раз показали, что могут выполнять задачи в любой точке мира! Причем десантники и военно-транспортная авиация России совместно. Мобильность войск — это, конечно, очень многое решает", — завершает наш разговор подполковник Иванов.


Роман Азанов

Читать на tass.ru
Теги