Все новости

В моногородах Хабаровского края за пять лет создали 1,1 тыс. непрофильных рабочих мест

Особое внимание моногородам стали уделять после утверждения в 2016 году федеральной программы "Комплексное развитие моногородов"

ХАБАРОВСК, 20 ноября. /ТАСС/. Свыше 1,1 тыс. рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями, удалось создать за пять лет в двух моногородах Хабаровского края - Чегдомыне и Эльбане. Местные власти рассказали ТАСС, как развиваются эти территории, и какие федеральные программы способствуют этому.

"С 1 января 2016 года в моногородах [Хабаровского] края создано 1 129 рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий", - сказали в пресс-службе регионального Минэкономразвития.

Жители Чегдомына и Эльбана - а это больше 22 тыс. человек - теперь могут, в том числе, работать на строительстве дорог и газопровода. Свыше 140 рабочих мест создано на предприятиях малого и среднего бизнеса, которым выдают микрозаймы, субсидии и гранты: например, Чегдомынскому хлебозаводу дали средства на ремонт булочного и хлебного цехов. Поддержка оказывается и по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". За три года предприятиям направили почти 17 млн рублей.

"Новые места на предприятиях создаются сложно, но эта поддержка очень важна, как и создание благоприятных условий для жизни в поселке [Чегдомыне]. Планов много - это и открытие новых общественных пространств, обустройство скверов, ведутся переговоры по строительству еще одной школы", - сказал глава моногорода Вадим Ферапонтов. Он отметил, что после ввода новой школы в одно из освободившихся зданий можно будет перевести горно-технологический техникум, который пока ютится в бывшем детском саду. "Техникум нужно расширять, учитывая разрабатываемые рядом угольное и оловянное месторождения. Надо готовить специалистов по новым направлениям, и все возможности для этого есть", - считает глава поселка.

В Чегдомыне также рассматривается возможность строительства нового жилья взамен ветхих домов. "Новое руководство края за три месяца уже во второй раз нас посещает, такого раньше не было. Надеемся, что все сдвинется", - отметил Ферапонтов.

Планы властей Эльбана на ближайшие годы связаны со строительство газопровода, а в 2021 году здесь начнется реконструкция объектов теплоснабжения. Инвестиции в модернизацию сетей и котельной превысят 202 млн рублей.

Федеральная программа

Особое внимание моногородам стали уделять после утверждения в 2016 году федеральной программы "Комплексное развитие моногородов". В последующие три года в поселки Чегдомын и Эльбан из разных бюджетов вложили свыше 1,2 млрд рублей, сообщили в министерстве экономического развития региона. Программа завершилась досрочно, но поселения продолжают развивать за счет других мер поддержки.

"Суровый климат, слабая транспортная доступность оказывают свое влияние. Чтобы создать условия для достойной жизни людей, таким территориям мы стараемся уделять больше внимания в наших профильных программах. Реализуем социальные проекты в области ЖКХ, благоустройства территории, медицины, поддерживаем бизнес", - сказал ТАСС врио губернатора Михаил Дегтярев. - Конечно, многие вопросы из чиновничьего кабинета не решить: приходится брать на себя функцию местных властей и с головой погружаться в проблемы".

Рабочий поселок Чегдомын с населением 12,5 тыс. человек - центр Верхнебуреинского района, регулярное сообщение с ним есть только по железной дороге - это 16 часов до Хабаровска. На автомобилях сюда можно попасть только по зимнику - через замерзшие реки. Жизнь поселка связана с работой шахт и разрезов предприятия "Ургалуголь" (Сибирская угольная энергетическая компания), добывающего каменный уголь. На предприятии занята большая часть трудоспособного населения.

"Коммунальная и транспортная инфраструктура, жилье, цены на товары, которые завозят сюда преимущественно коммерческими вагонами с большой накруткой - ключевые проблемы Чегдомына. Относительный порядок удалось навести в коммунальной сфере после закрытия котельной, которая с отстраиванием поселка оказалась в его центре. Она сильно загрязняла воздух, дымила, снег во всем поселке был черным. Сейчас котельная законсервирована. За несколько лет обновили сети тепло- и водоснабжения, которые не менялись с 1939 года", - рассказал Ферапонтов.

Благодаря поддержке федерального и краевого бюджетов понемногу удается улучшать жизнь людей в поселении. В Чегдомыне построили бассейн, обновили дворы, главную площадь и аллею, отремонтировали центральную улицу, привели в порядок вход в центральную районную больницу, частично обновили медицинское оборудование и автопарк. В поселке удалось наладить и авиасообщение, прерванное более 20 лет назад. Для этого восстановили взлетно-посадочную полосу, сделали небольшой терминал. Правда, самолеты могут летать только в зимнее время - в теплые месяцы грунтовая полоса размокает и не может принимать воздушные суда.

В Эльбане, где живут 11 тыс. человек, градообразующим предприятием является дальневосточное производственное объединение "Восход", которое занимается производством взрывчатых веществ. Здесь, в том числе, благодаря нацпроектам, благоустроили дворы, проспекты и парки, ремонтируют дороги, строят распределительный газопровод. "Важнейшим для нас является газификация, завершить ее планируется в 2024 году, будет газифицировано все поселение - это 499 частных домов и более 200 двухэтажных", - сказала начальник отдела по вопросам планирования и экономики администрации Эльбанского поселения Аксана Ланкина.

Поддержать инвесторов

Бизнес пока не готов открывать в хабаровских моногородах крупные проекты. Этому мешают и низкая транспортная доступность, и отсутствие необходимой инфраструктуры.

Так, одним из сдерживающих факторов в развитии Чегдомына называют отсутствие круглогодичного автомобильного сообщения. Часть дороги, которая должна связать моногород с Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском, построена, но до ее запуска еще далеко - некоторые участки придется прокладывать через тайгу. Накануне Дегтярев, побывавший на одном из участков стройки, поручил завершить работы и открыть сообщение в ближайшие два-три года.

Как уточнили в министерстве экономического развития региона, строительство и реконструкция автомобильной дороги Комсомольск-на-Амуре - Чегдомын завершится в 2023 году. Эти работы потребуют более 3 млрд рублей. "Дорога строится долгие годы, каждый губернатор обещает ее сдать. В нее многое упирается: поедут автомобили - снизятся цены на продукты, жить станет проще. Надеемся, и инвесторы заинтересуются нашей территорией - железная дорога "раздевает" любой проект догола", - считает Ферапонтов.

Поселение развивается в рамках агломерации "Большой Чегдомын". Она предполагает модернизацию инфраструктуры как в самом Чегдомыне, так и в близлежащих поселках Ургал, Усть-Ургал и Новый Ургал. Там же должны появиться новые общественные пространства, промышленная зона для производственных предприятий.

В Эльбане, где до перестройки успешно работал крупный совхоз, перспективы развития по-прежнему связывают с сельским хозяйством. "Сейчас всего несколько фермеров пытаются работать, но у них очень маленькие объемы. В текущей экономической ситуации им очень тяжело. Хотя потребность есть, сетевики Комсомольска-на-Амуре, к примеру, готовы забирать их продукцию. Думаю, если бы на Эльбан распространили [преференциальный режим] территорию опережающего развития, это привлекло бы компании", - заключила Ланкина.